Психический инфантилизм (от инфантильности к просветлению)

Психический инфантилизм (ОТ инфантильности к просветлению)

Инфантилизм (от лат. infantilis — младенческий, детский) представляет собой универсальное психическое явление и в определенной степени присущ каждому человеку. Инфантильность проявляется в неадекватной хронологическому возрасту приверженности к детским образцам поведения. Различают инфантилизм врожденный и приобретенный; общий и частичный.

При общем – черты детскости проявляются в физическом и психическом складе. У ребенка отмечаются отставания в росте и весе (при этом сохраняются пропорции тела), а также особенности мимики и жестикуляции, свойственные более раннему возрасту. В психическом складе личности на первый план выступает незрелость эмоционально-волевой деятельности при относительно сохранном интеллекте.

Для частичного инфантилизма характерна дисгармоничность психических свойств – раздраженность, неуравновешенность, нарушение поведения, которое подчиняется, прежде всего, желаниям настоящего момента. Признаки незрелости психики сочетаются с нормальным или даже опережающим физическим развитием.

Причиной возникновения инфантилизма может быть:

— органическое происхождение – поражение центральной нервной системы в результате черепно-мозговой травмы, инфекционных заболеваний и др.;

— соматогенно обусловленный инфантилизм возможен при эндокринных нарушениях, хронических истощающих заболеваниях, а также при поражениях некоторых внутренних органов (печени, почек, сердца);

— психогенно обусловленный инфантилизм — чаще всего следствие изнеживающего воспитания и гиперопеки.

Рассмотрим еще одно возможное основание для возникновения психического инфантилизма. Для этого обратимся к идее ментального метаболизма, изложенного в работе Ф. Перлза «Эго, голод и агрессия».

Ментальный метаболизм – идея обмена веществ как принципа функционирования организма, перенесенная в область психической жизни. Психика является функцией живого организма и формируется в процессе его развития, в основном в периоды возникновения и реализации естественных потребностей. Иначе говоря, для развития человека необходимо получение каких-либо необходимых веществ из внешней среды. Эти вещества не могут быть усвоены напрямую, поскольку они включены в состав каких-то объектов внешнего мира. Для того чтобы усвоить «вещества», надо построить сложную поведенческую цепочку: во-первых, найти в окружающем мире объект, в котором содержатся необходимые «вещества», во-вторых, разрушить, измельчить этот объект, чтобы он стал удобен для усвоения, переработать полученное и включить необходимое во внутреннюю среду организма, и, в-третьих, выбросить из организма ненужные остатки. Идея заключается в том, что аналогично тому, как человек удовлетворяет пищевую потребность, он получает необходимые «вещества» для поддержания и развития своей психики.

Обратимся к истокам формирования способности удовлетворять потребности организма. Перлз выделяет четыре стадии развития инстинкта утоления голода: — пренатальную (до рождения); — предентальную (грудной младенец); — резцовую (кусание); — молярную (откусывание и пережевывание).

На начальной стадии эмбрион ничем не отличается от любой другой ткани матери. Он получает кислород и необходимую ему пищу в разжижином и химически подготовленном к усвоению виде через плаценту и пуповину. На первых порах все продукты доставляются к тканям зародыша без какого бы то ни было усилия с его стороны, хотя позднее в их распределение включается сердце эмбриона. С рождением ребенка пуповина перестает выполнять свои функции и для того чтобы остаться в живых младенцу приходится самостоятельно добывать себе кислород, т. е. начать дышать, и научиться самому поглощать пищу. Появляется первый вид активной деятельности, который приходится выполнять младенцу – присасывание, после чего кормление сводится к конфлюенции («confluence» — от лат. «fluere» — течь).

Перед тем как перейти к рассмотрению психологических аспектов дальнейших стадий остановимся на проблеме нетерпения – одном из проявлений инфантилизма. Многие взрослые люди относятся к твердой пище так, как если бы она была жидкой. Таких людей характеризует нетерпение. Они требуют немедленного утоления своего голода (как впрочем и различных ментальных потребностей), не находя интереса в разрушении твердой пищи. Нетерпеливость сочетается у них с жадностью неспособностью достичь удовлетворения. И это очень похоже на нетерпение грудного младенца на стадии присасывания. Когда взрослых одолевает жажда они ведут себя подобным образом и не видят в этом ничего предрассудительного. Но те люди, что заглатывают куски целиком, глотают не только жидкую, но и твердую пищу, объясняя это нехваткой времени. В результате у них не развивается ни способность пережевывать, т. е. тщательно переработать что-либо, ни умение выносить напряженное ожидание. Попробуем найти объяснение этому факту. Для этого закончим анализ предентальной стадии и перейдем к резцовой.

Итак, у ребенка прорезаются передние зубы – появляются первые орудия для разрушения твердой пищи. Соски матери становятся «объектом кусания». Укусы соска могут оказаться болезненными для матери. Не понимая биологической природы детского желания укусить или имея чувствительный сосок, мать способна расстроиться и даже отшлепать младенца. Повторное наказание обуславливает подавление кусания. Кусание идентифицируется с причинением боли и самим чувством боли. Травма наказания, однако, встречается реже, чем травма фрустрации при отлучении от груди (преждевременном или внезапно проведенном). Чем сильнее запрещается кусательная активность, тем менее ребенок окажется способным энергично вцепиться в предмет в том случае и тогда, когда этого требует ситуация.

Такое поведение закрепляется окончательно на четвертой (молярной) стадии откусывания и пережевывания. Прерываемая активность может служить формированию инфантильных качеств. Активность, постоянно встречая сопротивление, приспосабливается к среде тем, что подавляет потребность к развитию. Далее индивид, выявив выгоды, отстаивает навязанное поведение как желаемое, когда среда пытается активизировать его к деятельности.

Подкрепление инфантильного поведения развивается по трем типам. Психологический инфантилизм первого типа (по В. В. Ковалеву) базируется на задержке развития лобных долей головного мозга, обусловленной объективными факторами и неправильным воспитанием. В результате у ребенка задерживается формирование понимания норм поведения и общения, выработка понятий «нельзя» и «надо», чувства дистанции в отношениях со взрослыми. Он не способен верно оценить ситуацию, изменить поведение в соответствии с ее требованиями, а также предвидеть развитие событий и, стало быть, возможные опасности и угрозы. Дети с простой формой психического инфантилизма по поведению оцениваются младше своего истинного возраста на 1-2 года. Психически инфантильный ребенок очень жизнерадостен, эмоционален, но «не по возрасту» — ребенок 4-5–ти лет напоминает 2-3 –летнего. Инфантильный ребенок будет теребить бабушку, упрашивая почитать ему или поиграть в игрушки, даже если бабушка расстроена или нездорова, и это заметно. Их детскость подкупает взрослых. Вся семья любуется «малышкой» до тех пор, пока необходимость их адаптации в детском саду или в первом классе школы не отрезвляет родителей, побуждая проконсультировать ребенка у специалиста. Младенчество слишком затянулось. Такие дети крайне не состоятельны и ничего не умеют, потому что все, что требует навыков, усилий, делалось и делается за них. И вот результат: инфантильному ребенку пора идти в школу, а он не готов к ней. Инфантильный ребенок сталкивается с самостоятельными детьми своего возраста и вначале удивляется, а потом огорчается – тяжко, до истерического невроза.

Незрелость психического инфантилизма (гармонический инфантилизм, по Г. Е. Сухаревой) касается не только психического, но и физического развития. Ребенок не только ведет себя несоответственно возрасту, но и выглядит в 5 лет, как 3-летний. Он вызывает умиление, желание его защитить. Не отставая в развитии речи и моторики, у него, как и в первом варианте, задерживается дозревание высших ориентационных функций. Время идет, а ребенок не готов к общению со сверстниками и крайне несамостоятельный. Его хрупкость, миниатюрность вызывают у родителей тревогу. У ребенка плохой аппетит, и он часто болеет в отличие от детей с первым вариантом психического инфантилизма. Он может слегка пошалить, но чаще ведет себя тихо. Он не требователен и не капризен, ласков и послушен. Такой ребенок не изматывает родителей, а вызывает щемящую жалость. Родители тревожатся, боятся за него, но в этом-то как раз и таится опасность. Ребенок приходит в садик, и воспитатели инстинктивно начинают оберегать его. То же самое и в школе – учительница водит такого ребенка за руку, не отпускает от себя, невольно снижает требования к нему. Все принимают его детскость, и даже в играх сверстники защищают его, утешают, и ребенок принимает отводимую ему роль. Она удобна и приятна. Он не хочет взрослеть и в школьные годы. У таких детей при поступлении в школу в ответ на обычные учебные задания могут возникать невротические реакции и нарушения поведения: психологически они не готовы воспринимать и выполнять школьные требования. У психически инфантильного по второму типу нет чувства несостоятельности. Он принимает себя таким, каков он есть. Соответственно у него редко развивается невроз. Тревожное воспитание закрепляет его инфантильность, и, защищенный особым к себе отношением, он не тревожен. С возрастом, на этой базе формируются типы мужчины-сына, женщины-дочери, опеку над которыми берут на себя супруги. Между тем правильное воспитание может увести от инфантильности. В таком случае чуть позже, к 6-8 годам, у ребенка дозревают высшие психические функции, он приобретает качества мужественности и после завершения полового созревания отличается от сверстников только малым ростом и миниатюрностью при физической крепости и нормальном здоровье. К 10-12 годам дети, как правило, выправляются. Но иногда темп созревания бывает настолько медленным, что, уже, будучи подростками, они рвутся в путешествия, воображают себя известными персонажами, грезят подвигами и открытиями. Стремясь к новым впечатлениям, они нередко убегают из дома, ночуют у случайных знакомых, попадают в авантюрные истории, иногда с трагическим исходом (это еще одна опасность, связанная с инфантильностью!)

Третий тип психического инфантилизма. Ребенок рождается психически и физически здоровым, но, защищая от жизни, родители искусственно задерживают его социализацию эгоцентрическим или тревожно-мнительным характером воспитания. Подобное часто бывает у родителей, долго ожидавших своего первенца. Семья не может нарадоваться на младенца! Самый интересный детский возраст – от 2-х до 3-х лет. И родители неосознанно хотят задержать ребенка в нем и преуспевают в этом. Неправильное воспитание делает из здорового ребенка незрелого, развитие лобных функций мозга искусственно задерживается. Ребенку все прощают, стараются облегчить ему жизненный путь. Но ведь за пределами родного дома судьба не будет так бережно к нему относиться! Родители, склонные к гиперопеке, задумайтесь: после пяти с половиной лет ваш ребенок уже может пребывать в таком состоянии, как если бы ему повредили мозг!

Каковы признаки инфантилизма, развивающегося по третьему варианту? Физически ребенок развит абсолютно нормально, но ведет себя неадекватно своему возрасту: может перебивать учителя, бесконечно проситься в туалет или домой; дома он стремится только играть, не выполняет домашние обязанности. Не признает отказа ни в чем, игнорирует состояние родителей. Он капризен, требователен и истеричен, его детскость уже никого не радует.

При третьем варианте психического инфантилизма возможен путь в истерический невроз. Психотерапевт профессор М. Е.Бурно в своей систематике характеров, описывая психопатические личности — неустойчивые и истерические представляет инфантильность, как неотъемлемую черту в формировании таких характеров.

НЕУСТОЙЧИВЫЕ личности. Здесь на первый план выступает душевная неустойчивость. Такой человек, подобно мягкой глине, не имея твердой конструкции собственных принципов, чрезвычайно податлив чужим влияниям, плохим и хорошим. Воспитание в духе безнадзорности, несомненно, способствует здесь утяжелению картины. Без заботливого и строгого глаза, без "ежовой рукавицы" такой человек, быстро и легко спивается, ввязывается в воровскую компанию, запутывается в сексуальном разнообразии и т. п. При всем этом он симпатичен, мягок, нежен, лиричен. Искренне раскаявшись в своих проступках, горячо попросив прощения с крупными чистыми слезами, он через час после этого, встретившись с приятелями, загорается лихим желанием забыться-повеселиться. Такой человек способен и сам себе внушить, что необходимо ему сделать в данный момент именно то, что ему хочется. Он врет — и в этот момент искренне верует, что не врет, а говорит сущую правду.

Он часто склонен к вере в мистику, в потустороннее, но и эта зачарованность у него не стойкая, как увлекательная детская игра. Он может искренне играть то в баптизм, то в православие, то в магометанство, то с не менее искренним жаром читать атеистические лекции. Брак двух неустойчивых нередко являет собой картину одновременно и детски-смешную, и печально-трагическую. Супруги то дерутся, то буквально через десять минут безудержно целуются. Поссорившись с женой, неустойчивый ювенил горстями глотает валериановые таблетки, грозится застрелиться, повеситься, пишет избитой им жене из другой комнаты на многих страницах изобличающее ее объяснение, а ему уже давно за сорок. Неустойчивые, как правило, неряшливы (разбросанная одежда, окурки в углах и т. п.). Многие из неустойчивых отличаются довольно яркими художественными способностями. Большинство же — романтически "шатается" по жизни без стойких интересов и глубоких привязанностей, часто меняя места работы, попадая в скверные компании, спиваясь, наркотизируясь. Следует относиться с осторожностью к искренним обещаниям, деловым предложениям, информативным сообщениям таких людей.

ИСТЕРИЧЕСКИЕ (ЭГОЦЕНТРИЧЕСКИЕ) личности. У них на первый план выступает не всегда приемлемое яркое стремление находиться в центре внимания, жадно впитывать в себя зрителей: эгоцентризм ("Я в центре"). Эгоцентризм сочетается с душевной холодностью ко всему, в чем не заинтересован, с потребностью лицемерить, плести интригу, дабы заставить события вращаться вокруг себя. Человеку с истерическими чертами характера важно, прежде всего, чтобы о нем говорили, чтоб с ним возились, и он готов всеми средствами, в том числе и дурными, обратить на себя внимание.

Нельзя сказать, что человек с истерическим рисунком личности делает все это сознательно-продуманно — многого в своем поведении он инфантильно не осознает, вытесняет из сознания. В отличие от неустойчивого в истерическом характере нет внутренней мягкости, сердечности, но есть нередко деловитость, аккуратность в делах, четкость. Интеллигентный истерик может быть даже немногословным и создавать внешнее впечатление твердых принципов. Однако в глубине души он также по ювенильному "всеяден" во всех отношениях (в частности, в своих интересах к произведениям искусства), как и неустойчивый. Человек с истерическим складом часто считает свою "всеядность" редкой способностью гармонично развиваться. Именно гармоничностью и блестящей памятью радует он в школе и институте своих родителей, сея в них надежды, что пойдет очень далеко. Понятно, что истерические личности, сообразно своему душевному складу, тянутся на посты начальников.

Если ювенильный характер не выступает за рамки здоровья (нормы), то говорят об ювенилизме как о характерологической особенности — говорят о здоровых ювенильных людях. Но у больных истерическим неврозом истерические реакции — ступор, припадки и т. д.- возникают в ответ не только на чрезвычайный, угрожающий жизни раздражитель, но и в ответ на обыкновенные, будничные неприятности (неудача по работе, кухонная ссора и т. д. В принципе истерическая реакция может возникнуть у каждого человека, так как у каждого есть "подкорка", "животная половина" (термин И. П. Павлова). И, конечно, предрасположены к истерическим реакциям дети, даже здоровые. Грудной ребенок вообще представляет собой прекрасную "модель" истерии, когда он "закатывается в плаче", выгибаясь дугой в руках матери. Малыш выражает неудовольствие трясением ручек, ложится на пол и бьет ножками, причем в плаче у него суживается сознание, как у истерика в припадке. Это тоже в широком смысле истерическое реагирование, но не патологическое, а "возрастная норма". Хотя, безусловно, малышей следует всячески отучать от подобных "истерик", дабы это не выросло в истерию-болезнь.

В норме — психическая незрелость (инфантилизм, ювенилизм — лam. juvenilis — юношеский) проявляется свойствами, естественными для здорового ребенка и юноши, девушки.

Это, прежде всего некоторое легкомыслие и "легкочувствие". Детству и юности свойственны известная неглубокость интересов и, значит, неустойчивость их, легкая переключаемость. Ребенок познает мир, прежде всего живыми ощущениями и образами, не вникая в его сложность. Да и пессимистические раздумья здоровой юности о смысле жизни также отличаются более театрально-художественным движением души, нежели философски-глубокой продуманностью. Ребенок и юноша не способны зрело переживать, например, смерть близкого человека. Тут больше внешне яркого, двигательного переживания (плач, трагические движения), весьма быстро проходящего, нежели стойкой, глубокой, но внешне тихой и малоподвижной тоскливости. Мозг ребенка и юноши (девушки) просто не способен по своей возрастной нежности, незрелости переживать горе по-взрослому, не способен серьезно тревожиться о завтрашнем дне. Дети и юноши нередко живут эмоцией настоящей минуты. Спрятав от родителей дневник с двойкой, соврав им, что дневники отдадут в понедельник, школьник легкомысленно думает: «Вот в воскресенье повеселюсь, а в понедельник будь что будет!"

Другое яркое инфантильно-ювенильное свойство — красочность, образность мышления, склонность к ярким фантазиям с верой в истинность нафантазированного. В детстве почти все любят рисовать цветными карандашами и красками, и удовольствие получают от яркости своих картинок. С годами, по мере созревания мозга мы все более "загружаемся" отвлеченными размышлениями, блекнут краски наших рисунков, пропадает и желание рисовать. Лишь у здоровых людей ювенильно-художественного склада остается на всю жизнь чувственно-образная манера познания мира.

Еще одно инфантильно-ювенильное свойство — стремление находиться в центре внимания, стремление казаться значительным, дабы занимались тобой, восхищались или негодовали, но только не относились равнодушно. Наконец, еще одна ювенильная черта — упрямое стремление поступать вопреки советам и просьбам старших, начальников и т. д. Этот здоровый детский негативизм, известный почти всем родителям, со временем превращается в юношеский, "протест", когда молодой человек, бессознательно чувству свою душевную слабость, незрелость, пытается изо всех сил представиться взрослым.

"Психологическая защита" ювенильных личностей обычно проявляется бессознательным вытеснением из сознания каких-то травмирующих моментов. Например, он искренне "забывает", что жена больна и надо пораньше приехать домой, когда ему очень хочется поехать в компанию друзей. На различные душевные травмы ювенильные люди обычно отвечают истерическими невротическими реакциями, которые могут сцепляться в истерический невроз. Эти реакции и невроз, есть, по сути дела, также вытеснение из сознания травмирующей ситуации с помощью "ухода в болезнь" истерическими средствами.

Ювенильные личности, а также их близкие должны знать, что люди с таким характером в любой обстановке практически способны сдерживать свои негативные стремления, а значит, отвечать за них полной мерой. Мы рассмотрели несколько возможных путей формирования психического инфантилизма в норме и патологии. Далее обозначим некоторые социальные образы и роли с доминирующей инфантильной составляющей.

АЛЬФОНСЫ. "Как же ей повезло, моей невесте, завтра мы идем тратить все ее деньги вместе…" — эти слова из известной песни Ильи Лагутенко емко описывают мысли и психологию любого альфонса. Среди этого типа мужчин встречаются не только инфантильные хлюпики, алкаши и наркоманы, но и настоящие мачо — сильные, спортивные, красивые. Ведь чем больше у дамы денег, тем более качественный "товар" она хочет заполучить. Однако далеко не каждой это удается. Психологи считают, что альфонсов становится больше по трем основным причинам: это легкий способ зарабатывания денег, желание острых ощущений, авантюризма или же инфантильный тип характера мужчины. По мнению психологов, фактически альфонсом постепенно в той или иной мере становится любой нормальный среднестатистический мужчина, который находится рядом с самодостаточной женщиной и ему просто нечего ей дать.

ГОМОСЕКСУАЛИСТЫ. Как у мужчин, так и женщин, склонных к гомосексуальности, отношения длятся непродолжительное время. Невротическое пристрастие к ощущению неудовлетворенного желания или, другими словами, невротическая потребность постоянно жаловаться, крепко держит их в своих тисках и все время заставляет искать новые иллюзии. Гомосексуальные чувства, иногда превозносимые как "чистая любовь", на самом деле не имеют никакого отношения к подлинной любви. Ибо эти чувства эгоцентричны по своей природе. Это любовь, просящая любви и внимания, молящая о них. И это становится очевидным из того, чем обычно заканчивается гомосексуальное партнерство. Партнер нужен лишь для того, чтобы удовлетворить потребность инфантильного "эго", а не потому, что он любим как нечто самоценное. Люди, склонные к гомосексуализму, как и другие невротики, страдают от компульсивной жалости к себе Эмоциональный инфантилизм людей с гомосексуальным комплексом заставляет их действовать и мыслить, как это делают дети, и, фактически, подавляет нормальное эмоциональное развитие в степени, зависящей от силы самого комплекса. "Внутренний ребенок" прошлого сохраняет инфантильные установки и чувства по отношению к представителям противоположного пола. Гомосексуальный мужчина продолжает ненавидеть женщин и видит в них завоевателей, непрошено вторгающихся в его жизнь, или соперников, стремящихся украсть у него друзей, или просто "этих глупых девчонок", которые только портят мальчишеский мир. Возможно, он до сих пор боится их и чувствует себя в их присутствии неполноценным, стыдясь своей недостаточной мужественности. Бывает, что он продолжает видеть в некоторых женщинах фигуры материнского плана, способные защитить и утешить, а не взрослых особей женского пола, к которым он должен относиться как взрослый мужчина. Человек в целом — это всегда больше, чем его инфантильная личность, хотя некоторые гомосексуально ориентированныe люди, действительно, могут производить впечатление очень незрелых. Если же мы посмотрим более внимательно, то обнаружим у каждого гомосексуала, будь то мужчина или женщина, множество взрослых качеств и устремлений. Психотерапевт имеет дело именно со взрослой частью гомосексуальной личности и именно к ней адресуется в своем воздействии, именно от этой части мы можем ожидать реалистичного взгляда на себя, доброй воли и другой целительной энергии. Взрослая часть личности наиболее интересна и богата. Инфантильная — наиболее ригидна и стереотипна. В повседневной жизни нам, главным образом, приходится наблюдать причудливую смесь зрелости и ребячества в одной и той же личности.

Источником БИСЕКСУАЛЬНОСТИ служит как раз эта двойственность личностной структуры. Сексуальная ориентация взрослой составляющей, прошедшей весь цикл развития до конца, направлена на объект зрелой сексуальности — на противоположный пол. "Жалующийся ребенок", со своей стороны, тянет человека к объектам незрелой сексуальности. Поскольку одна часть бисексуальной личности способна подавить другую, то становится очевидным, что гетеросексуальность таких людей неполноценна.

КИДАЛТЫ (от английских kid, ребенок и adult, взрослый).Отличительными признаками кидалтов можно назвать сознательное уклонение от ответственности, соответствующей их взрослому статусу. Нежелание обзаводиться семьей, детьми, даже подчас собственным жильем. Продлить детство живя в возрасти за 30 в родительском доме, за родительский счет. Менталитет застрявших в бесполой оральной фазе настроен на поиск развлечений, не требующих усилий, не способных на творчество. Это идеальные потребители. В последние годы именно в России феномен приобрел широкое распространение. Может, сказывается до сих пор незабытое, недоигранное , перестроечное детство? Может быть виноват высокий процент неполных семей — ведь кидалт не стремится доказать свою мужественность. у него нет такой мотивации – ему комфортно в маске мальчика. Искаженное восприятие роли мужчины в семье слишком часто перекликается с проблемой отсутствия формирующего авторитета отца. Но и другой вариант возможен — гиперопекающие, контролирующие семьи также провоцируют развитие инфантилизма, привычку всю ответственность и решения переложить на чужие «взрослые» плечи. Можно ли кидалту стать взрослым? Безусловно, главным для этого является его сильная мотивация, когда человек пришел к стойкому желанию, не может жить по-старому, и сильно хочет перемен в своей жизни. Излечение должно осуществляться в рамках семейной психотерапии, когда вместе с «ребенком» присутствуют его родители. Именно в лоне долговременной психотерапии можно проработать вторичные выгоды, которые имеются у родителей от поведения их ребенка. Родители кидалта обременены внутренним конфликтом, который состоит в следующем, с одной стороны они негативно относятся к инфантилизму своего дитяти, но с другой стороны им нравится сохранять возможность управления им, поэтому они бессознательно не хотят, чтобы он взрослел.

Такой же конфликт имеет место в семье, где молодая жена, вышедшая замуж за инфантильного супруга, с одной стороны заинтересована в развитии семьи (которое может санкционировать муж), но с другой ей нравится им управлять. Таким образом, можно наблюдать театр инфантильных отношений среди людей имеющих свою семью.

Рассмотрим некоторые сценарии, представленные в авторском проекте психолога Юрия Молчанова:

Запрос от инфантильных женщин: «Будь мне опорой (я неполноценная или с низким самоуважением) и хорошим, заботливым папочкой (я маленькая и пугливая девочка)! Мне объяснили, что нужно найти сильного мужчину и стать его частью, как бы присвоить его силу себе, только так можно почувствовать в себе уверенность. Иначе я обречена на вечную тревогу и страхи. Я верю, что единственное достоинство женщины – это ее сексуальность и способность соблазнять. Поэтому я только этим и озабочена, с утра до вечера, а как же – иначе я сразу чувствую слабость и никчемность.

1. Вариант развития – отношения созависимости. Мужчина: «Хорошо. Меня раздражают взрослые женщины, потому что они хотят слишком многого. Поэтому мне гораздо проще жить с маленькой девочкой. Купил ей гостинец — и нет проблем! Мне очень нравится эта власть и значение, которым ты меня наделяешь. Я не люблю (боюсь) независимых и состоятельных женщин и равноправные отношения в браке. Мне будет в будущем скучно с тобой, и я буду временами тебя обесценивать. Но ты будешь разыгрывать свою козырную карту – беззащитную и обиженную девочку – и я растаю. Ну кто же устоит от соблазна, чувствовать себя могучим, большим и милостивым? Ты накачиваешь меня этими эмоциями как маленький насос которые будут накачивать меня чувствами и значимостью, потому что внутри меня много пустоты, а сам я себя наполнять не умею…».

2. Вариант развития — конфликт. Мужчина: «Нет! Я хочу быть просто мужчиной, самим собой. Я никому и ничего не должен доказывать или обосновывать!». Женщина: «А-а, да ты предатель! Если не соответствуешь моим ожиданиям – ты сволочь! И вообще, ты — ненастоящий мужчина, не джентльмен и т. п. (не папа)!».

Запрос от инфантильных мужчин: «Будь мне мамой (я еще подросток) – постоянно думай и заботься обо мне, корми и обслуживай меня. Я буду перекладывать на тебя всю ответственность, и периодически раздражаться на тебя. Особенно тогда, когда ты будешь пытаться влезть мне в душу или в мои дела, напоминая мне мою мать, которая все никак не может оставить меня в покое. Я ощущаю себя в чем-то, постоянно виноватым мальчиком — поэтому я буду много врать тебе. Ведь мама с папой любили и принимали меня только тогда, когда я был ненастоящим, изображая для них какую-нибудь роль. Только так я и выжил. Я очень хорошо научился играть роли. Стоять у кассы, расплачиваясь за покупки и разговаривать "через окошко" с администраторами в различных учреждениях, что-нибудь у кого-нибудь спрашивать — все это я поручу тебе. Так мне удобнее — я ведь не очень-то уверен в себе в общении.

1. Вариант развития — отношения созависимости. Женщина: «Хорошо, я согласна. Мне объяснили, что мое предназначение – это забота и обслуживание мужчины, и воспитание детей. И я верю, что только в этом случае я смогу быть счастлива и никак иначе. Чтобы не чувствовать себя и душевной боли, мне нужно тотально посвятить всю себя заботе о ком-либо. Мужчина с инфантильной психологией очень хорошо для этого подходит. Он, скорее всего, от меня никуда не денется.

2. Вариант развития — конфликт. Женщина: «Нет! Я хочу быть просто женщиной, самой собой. И я никому ничего не должна доказывать или обосновывать!». Мужчина: «А-а, да ты стерва! Что ты о себе возомнила (уважения захотела)? Хочешь из меня подкаблучника сделать (равноправные отношения)? И зачем мне такая жена (мне нужна кухарка и горничная)? Да кому ты такая (независимая) нужна? Нелегко осознавать эти игры и пласты сознания. Мало кто искренне желает, чтобы все люди становились по-настоящему взрослыми и осознанными. Детьми ведь проще управлять, их легко использовать в своих целях, а также запугивать или давать надежду, рассказывая сказки. Взрослый, осознанно живущий человек – угроза властителям душ, умов и тел.

К. Юнг назвал свою эпоху «безмерно разросшимся и раздувшимся детским садом». Причину он видел в «глупых и ограниченных методах воспитания». Классик утверждал – чтобы воспитывать, самому нужно быть воспитанным. Ведь личность – это не зародыш в ребенке, который сам по себе развивается. Без определенности, целостности и созревания личность не проявится. Детей часто ориентируют чтобы они добивались того, чего не добились родители, им навязывают амбиции, которые родители так и не смогли реализовать. Никто не в состоянии воспитать личность, если сам не является личностью. И не ребенок, а только взрослый может достичь этого уровня развития. Результат – плод жизненных свершений, направленных на достижение поставленной цели.

Достичь уровня личности означает максимально развернуть свою целостность, свою индивидуальную сущность. Личность как полная реализация целостности – недостижимый идеал. Это указатель пути, но никак не цели. Никто не развивает личность только потому, что ему сказали, что это полезно и благоразумно. Природа редко внимает доброжелательным советам. Только каузально действующее принуждение заставляет шевелиться природу, в том числе и человеческую.

«Многие призваны, но немногие избраны» — эти слова более всего относятся именно сюда. Ибо развитие личности от исходных задатков до полной сознательности – это харизма и одновременно проклятие. Первое следствие этого развития – обособление отдельного существа из неразличимости и бессознательности стада. Это одиночество и верность собственному закону. Верность как вера, осознанное решение выбрать собственный путь. Что побуждает человека избирать собственный путь? Не только каузальный мотив, необходимость, еще то нечто, что зовется предназначением.

Чувство предназначенности – это прерогатива не только великих людей, но и обычных. Разница лишь в том, что вместе с убыванием величины предназначение становится все более туманным и все более отдаляется. И место предназначения занимают в конце концов коллективные потребности. Однако личности откликаются на призыв индивидуального голоса и выделяются среди прочих.

По мере того, как человек изменяя собственному закону, упускает возможность стать личностью, он теряет смысл своей жизни. Инфантильность ассоциируется с потерянной целью, отсутствием цели как таковой. И корни этого лежат еще в детстве. А все из-за того, что родители пытаются убить личность в ребенке, требуя подчинения. Если не подчиняется – применяется сила. Дитя живет в атмосфере полного эмоционального игнорирования. Из него просто делают «второго себя». По счастью природа не вкладывает фатальный вопрос о смысле жизни в уста большинства людей. А если никто не спрашивает, не нужно и отвечать.

Голос глубин – это голос более полной жизни, полного и объемного сознания. Поэтому в мифологии рождение героя совпадает с восходом солнца. По этой причине большинство подобных героев обладает солнечными атрибутами, а момент рождения их великой личности называется просветлением.

Ольга Шамсутдинова, психолог Глорис — Новосибирского Центра Психологии

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

*