Тезисы об инфантилизации общества
Мы впадаем в детство поодиночке и группами:
Мы живем в меняющемся мире, где все больше взрослых людей чувствуют себя детьми, и ведут себя соответствующим образом. Как пишет Шупер (2002): "Произошла инфантилизация общества, ибо взрослые получили возможность вести себя как дети, играющие и шалящие под прикрытием своих родителей и за их счет, не обременяя себя сколько-нибудь серьезной ответственностью… При этом роль родителей возложена на "социальное государство".
Почему это происходит? Причин немало:
1. Отечественный традиционный патернализм.
2. Глобальный тренд — инфантилизм, растущий на фоне:
2.1. кризиса института семьи;
2.2. информационного "груза" цивилизации и массовизации сознания.
Рассмотрим их поочередно:
2.1. Кризис института семьи;
2.1.1. Распад патриархальной многопоколенной семьи; нуклеарная семья (родители и дети в одном поколении), становящаяся малодетной:
— отсутствие примера поведения более старших детей как эталона взросления (создающего зону ближайшего развития и основe обучения путем подражания);
— отсутствие адаптивной конкуренции сиблингов и соревнования в атмосфере взаимной поддержки "мы вместе";
— отсутствие совместной деятельности со старшими детьми и с взрослыми;
— отсутствие у старших детей ответственности за младших;
— нарушение постепенного отделения от матери (а в следствии этого — феминизация мужчин);
2.1.2. Длительный период экономической зависимости взрослых детей от родителей;
2.1.2. Стремление "жить для себя", приводящее к отказу от создания семьи (family-free) в разных формах (синглтоны, кидалты, чайлд-фри);
2.2. Информационное давление и массовизация сознания. Она проявляется в трех основных сферах человеческой психологии;
2.2.1. Когнитивная сфера:
Иррационализация мышления (взрослый человек начинает мыслить, как ребенок):
— сложность современной жизни, информационная перегруженность, отсутствие ясного понимания;
— неопределенность будущего, размывание ориентиров (постмодерн);
— мифологическое мышление (оно же "магическое", вера в чудо);
— антипозитивизм (многое приходится принимать на веру, как ребенку, слушающемуся взрослых, "чужим умом");
2.2.2. Аффективная сфера: В процессе обучения — развитие левополушарных навыков (переработка словесной и цифровой информации) в ущерб правополушарным. Отсюда – эмоциональная некомпетентность, алекситимия, психосоматические и душевные расстройства (тревоги, страхи, депрессия);
2.2.3. Поведенческая сфера: вследствие социальной "атомизации" и распада семейно-клановых связей (см. ранее) — нарушение инстинктивного механизма поведения "свой-чужой" ("чужих" приходится принимать за "своих");
— конформизм ("бегство от свободы" по Фромму);
— комплекс неполноценности (по Адлеру);
— нарушения социального поведения.
Исходя из вышесказанного, становятся понятны социальные последствия группового "возврата в детство".
То, что современное общество становится все более "детским", приводит как к рядую негативных последствий:
— консьюмеризм, потребление как стиль жизни ("игрушки для взрослых");
— подверженность манипуляциям, повышенная внушаемость;
— рост душевных расстройств;
— поздние браки;
— увеличение числа разводов;
— снижение рождаемости и пр.