Тезисы об инфантилизации общества

Тезисы об инфантилизации общества

Мы впадаем в детство поодиночке и группами:

Мы живем в меняющемся мире, где все больше взрослых людей чувствуют себя детьми, и ведут себя соответствующим образом. Как пишет Шупер (2002): "Произошла инфантилизация общества, ибо взрослые получили возможность вести себя как дети, играющие и шалящие под прикрытием своих родителей и за их счет, не обременяя себя сколько-нибудь серьезной ответственностью… При этом роль родителей возложена на "социальное государство".

Почему это происходит? Причин немало:

1. Отечественный традиционный патернализм.

2. Глобальный тренд — инфантилизм, растущий на фоне:

2.1. кризиса института семьи;

2.2. информационного "груза" цивилизации и массовизации сознания.

Рассмотрим их поочередно:

2.1. Кризис института семьи;

2.1.1. Распад патриархальной многопоколенной семьи; нуклеарная семья (родители и дети в одном поколении), становящаяся малодетной:

— отсутствие примера поведения более старших детей как эталона взросления (создающего зону ближайшего развития и основe обучения путем подражания);

— отсутствие адаптивной конкуренции сиблингов и соревнования в атмосфере взаимной поддержки "мы вместе";

— отсутствие совместной деятельности со старшими детьми и с взрослыми;

— отсутствие у старших детей ответственности за младших;

— нарушение постепенного отделения от матери (а в следствии этого — феминизация мужчин);

2.1.2. Длительный период экономической зависимости взрослых детей от родителей;

2.1.2. Стремление "жить для себя", приводящее к отказу от создания семьи (family-free) в разных формах (синглтоны, кидалты, чайлд-фри);

2.2. Информационное давление и массовизация сознания. Она проявляется в трех основных сферах человеческой психологии;

2.2.1. Когнитивная сфера:

Иррационализация мышления (взрослый человек начинает мыслить, как ребенок):

— сложность современной жизни, информационная перегруженность, отсутствие ясного понимания;

— неопределенность будущего, размывание ориентиров (постмодерн);

— мифологическое мышление (оно же "магическое", вера в чудо);

— антипозитивизм (многое приходится принимать на веру, как ребенку, слушающемуся взрослых, "чужим умом");

2.2.2. Аффективная сфера: В процессе обучения — развитие левополушарных навыков (переработка словесной и цифровой информации) в ущерб правополушарным. Отсюда – эмоциональная некомпетентность, алекситимия, психосоматические и душевные расстройства (тревоги, страхи, депрессия);

2.2.3. Поведенческая сфера: вследствие социальной "атомизации" и распада семейно-клановых связей (см. ранее) — нарушение инстинктивного механизма поведения "свой-чужой" ("чужих" приходится принимать за "своих");

— конформизм ("бегство от свободы" по Фромму);

— комплекс неполноценности (по Адлеру);

— нарушения социального поведения.

Исходя из вышесказанного, становятся понятны социальные последствия группового "возврата в детство".

То, что современное общество становится все более "детским", приводит как к рядую негативных последствий:

— консьюмеризм, потребление как стиль жизни ("игрушки для взрослых");

— подверженность манипуляциям, повышенная внушаемость;

— рост душевных расстройств;

— поздние браки;

— увеличение числа разводов;

— снижение рождаемости и пр.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

*