Идеальный мужчина

Мы живем сейчас в обществе, где большинство женщин активны, энергичны, темпераментны, а мужчины, к сожалению, напротив, в большинстве своем безвольны и апатичны. Такова объективная реальность, и с ней трудно спорить. Но почему так случилось? Сторонники патриархального уклада жизни считают, что во всем виноваты сами женщины: мол, не сиделось глупым спокойно на кухне, гордыня их обуяла. Захотелось им, понимаете ли, равенства, вот и ринулись, неприкаянные, в университеты, на заводы да во власть. Сторонники «равенства полов» объясняют все с точностью до наоборот: дескать, повыродились настоящие мужчины, феминизировались, слабыми стали. Ни денег заработать не могут, ни за себя постоять — мебель да и только. Вот бедным женщинам ничего и не остается, как самим вооружаться и выходить на добычу «мамонтов». Кто же виноват в современном противоестественном распределении социальных ролей? В советское время ходил циничный анекдот про семью: Глупая женщина + умный мужчина = мать-одиночка.

Умная женщина + глупый мужчина = здоровая советская семья, ячейка общества. Умная женщина + умный мужчина = легкий флирт. Можно заменить слова «глупый» и «умный» на слова «слабый» и «сильный», но суть останется той же. И суть эта такова — ни сила, ни ум без нравственных ориентиров неспособны к созиданию. В том, что большинство современных семей зачастую представляют собой союз властной жены с сильными материнскими установками и мужа-подкаблучника с поведением вечного мальчика, виноваты не мужчины или женщины, а низкий уровень культуры и нравственности. Как же связаны между собой традиционная нравственность и ролевое поведение полов?

Спросите, кого из известных литературных или киногероев можно назвать образцом «настоящего мужчины»? Наверное, вспомнят д’Артаньяна, Ретта Батлера или Джеймса Бонда. В храбрости, силе характера, находчивости всем им действительно не откажешь. А как у данных персонажей обстояли дела с личной жизнью? Разумеется, все они были выдающимися покорителями женских сердец, другими словами, в переводе на язык православной ас-кетики, блудниками и прелюбодеями. Мыслимо ли представить такого героя-любовника в роли мужа и отца в традиционной семье? Ну, разве что у Ретта Батлера была попытка возложить на себя цепи Гименея, но успехом она не увенчалась. А у прочих «мачо-менов» — что ни серия, то новая подруга, и так до бесконечности, пока сценаристы не устанут. Но ведь страна нуждается в своих героях, не правда ли? Кто-то должен защищать Родину от врагов, а прекрасных барышень — от хулиганов; летать в космос и спускаться на дно океана. Быть может, ради этих великих дел героям можно простить энное количество «мелких грешков», то есть поломанных женских судеб?

Или все же можно найти какую-то управу, которая могла бы укротить и обуздать их пылкий темперамент, не влияя при этом на прочие проявления героизма? Обратимся к опыту народов с традиционной многовековой культурой. Взять, к примеру, Северный Кавказ: где еще мы встретим такой культ мужественности и воинской доблести? Каждый мальчик при рождении получает в подарок кинжал как символ храбрости джигита, и в его честь раздаются ружейные залпы (если не автоматные очереди). На Кавказе нет мужчин, которые не умели бы держать в руках оружие — к этому приучают с малолетства. А как там обстоят дела с нравственностью? А так, что до брака абсолютно невозможно не то что вступить в интимную близость с честной кавказской девушкой, но даже мало-мальски ее скомпрометировать. За руку держал — женись. На мотоцикле подвез — женись.

Все знают, что у каждой девушки есть отец, дяди, братья и они стреляют и владеют кинжалом не хуже, чем пленившийся ее красотой ухажер. Так что без серьезнейших (брачных) намерений лучше и не глядеть в сторону горской красавицы, иначе проблем не оберешься. А если уж плоть темпераментного джигита бушует и требует своего, остается одно — свататься. Потому и с демографическими показателями на Кавказе все в порядке — браки ранние и семьи многодетные. Или, может быть, вы смотрели фильм «Моя большая греческая свадьба»? Представители греческой диаспоры в США живут своей достаточно обособленной общиной, владея семейными ресторанчиками, турфирмами, химчистками. Неожиданно в греческую девушку влюбляется простой американский парень. Вначале греки встречают его в штыки и обещают задать жару, если он не оставит в покое их соплеменницу. Но потом, убедившись в серьезности его намерений, они сменяют гнев на милость и выражают готовность принять американского парня в свою большую семью, но при соблюдении ряда условий. Для начала американец принимает крещение, потом празднует с греками Пасху, потом венчается со своей возлюбленной в греческой церкви. На свадьбу греческая община дарит молодым дом, и американец просто не в силах поверить в реальность такого огромного подарка: он-то привык, что каждый сам за себя. А чем бы мог закончиться роман мужественного Иона и очаровательной Тулы, не будь она членом большой и крепкой патриархальной семьи, с которой трудно не считаться? Вполне возможно, что парень просто провел бы ночь с приглянувшейся смуглой красоткой или встречался с ней время от времени, но ни о какой свадьбе и доме речи бы не было. Отсюда вывод: для того чтобы мужчины могли быть мужественными, сильными и храбрыми, а женщины оставались женственными, нежными и невинными, необходимы крепкие патриархальные устои традиционного общества. Сильный, умный и обладающий прочими многими достоинствами, но безнравственный мужчина — это тот самый герой советского анекдота, который плодит соблазненных и покинутых матерей-одиночек или вступает в необременительные отношения с такими же циничными любовницами. Для семьи он абсолютно непригоден. А как быть современной русской женщине, честь которой не охраняет, увы, ни кавказский клан с булатными кинжалами, ни греческая диаспора, не дающая своих в обиду? Остается надеяться только на себя. Первого ребенка Наташа родила в 17 лет, не будучи замужем. Сюжет классический: ухажер говорил красивые слова, обещал жениться, а только увидел растущий живот, так и поминай как звали. Сейчас ей 30, она замужем и растит четверых детей. Муж Наташи — тихий, бесцветный и бессловесный мужичок, прочно обосновавшийся у жены под каблуком. «Я его как встретила, сразу поняла: о такого можно хоть ноги вытирать, все равно из семьи никуда не уйдет», — объясняет Наташа свой выбор. Язык не поворачивается ее упрекать или осуждать: однажды обжегшись, женщина теперь стремится гарантированно оградить себя от участи брошенной разведенки и детей — от «папы-летчика, который погиб». Для того чтобы сохранить институт семьи в обществе, давно потерявшем многие моральные ориентиры, женщинам приходится быть сильнее, умнее и хитрее мужчин. Ни для кого не секрет, что в мире действует такой мощный фактор, как взаимное влечение полов. Но, как правило (мы не будем отвлекаться на редкие исключения), влечение женщины к мужчине укладывается в ясно очерченные формы. Женская любовь — это поезд, четко следующий по  расписанию  со  всеми остановками: знакомство, конфеты-букеты, предложение руки и сердца, свадьба, семья. Это некая свыше заложенная программа, и, что удивительно, зачастую она работает даже в условиях полной моральной разрухи. Например, в тусовке хиппи, употребляющих наркотики и практикующих «свободную любовь», девушка вдруг понимает, что ей нужна семья. И — откуда только силы берутся — она завязывает с «травкой», берет за руку такого же юного длинноволосого разгильдяя и отводит в загс. Через год у них рождается ребенок, через два все семейство принимает крещение, а через десять лет они становятся респектабельной православной многодетной семьей. Оказывается, обретение цельности в браке может не только спасти от гибельных подвальных развлечений, но и привести к Богу. У мужчин иначе. Они не умеют строить планов относительно долгосрочных отношений, в них эта «программа» не заложена. Если парень провел ночь с девушкой, а на следующий день думать о ней забыл, это еще не говорит о том, что он законченный негодяй и подлец. Это следствие того, что никто не научил его держать свои страсти на поводке: ни родители, ни школа, ни сама брошенная девушка. Но если человек привыкает давать волю любым своим вожделениям, а голос совести в его душе беспощадно глушится, то со временем он может действительно стать самым настоящим негодяем и подлецом. Но вернемся к советскому анекдоту. Представим себе, что произошла встреча сильного, храброго, изворотливого и необузданного мужчины и тихой, скромной, несамостоятельной девушки. Эдаких Серого Волка и Красной Шапочки на лесной тропинке. И кто кого съест? Вопрос излишен. Может быть, каннибализмом этот Волк и не страдает, но вот семьи с Красной Шапочкой у него точно не получится. Не сможет слабенький голосок ее системы семейных ценностей перекричать могучий бас его разудалого молодечества. А охотники на помощь не придут — у нас не принято, чтобы кого-то родственники замуж выдавали, каждый сам за себя. Вот и внушают с малолетства Красным Шапочкам их бабушки, мамы, тети, старшие сестры и более опытные подружки: нужно выбирать «хорошего, послушного» мальчика, а иначе угодишь в волчьи лапы. А барышни, не послушавшие в ранней юности чужих советов, усваивают этот урок на собственном горьком опыте, как вышеописанная Наташа. Мораль сей басни звучит так: не связывайся с мужчинами, которые сильнее, богаче, умнее, хитрее, старше и вообще хоть в чем-то тебя превосходят. Семьи у тебя с ним не получится: ты этого героя не пересилишь и под венец не отведешь. Он же, напротив, сможет сделать с тобой все, что взбредет ему в голову. Он втянет тебя в бесперспективные отношения, которые совсем не будут тебя устраивать, но вырваться тебе не удастся, потому что он сильнее. А даже если он все-таки женится, то потом запросто может уйти к другой. Поэтому в мужья надо выбирать тихого, покладистого подкаблучника, который без тебя ни шагу, как хромой без костыля. С ним надежнее и спокойнее. Ну и что, что денег мало зарабатывает, — разве ты сама не в состоянии заработать в пять раз больше?

Зато это будет семья. Как следствие на протяжении жизни нескольких поколений советских людей происходил «дарвиновский отбор наоборот» — когда выживает и оставляет потомство не сильнейший, а, напротив, слабейший. Бабушка выбрала себе в мужья человека тихого и покладистого и дочерям внушила поступать так же. Дочки привыкли видеть в отце существо кроткое и безропотное и себе супругов нашли с теми же качествами. Так же и внучки. И правнучки. А часто бывает и так: властная мать заботится о судьбе повзрослевшего сына и даже мысли не допускает, чтобы он женился «на ком попало». Поэтому заботливая мама сама выбирает для сына невесту по своему вкусу и передает ей драгоценное чадо «с рук на руки». Наверное, кто-то посчитает, что все эти женщины выбирали в мужья слабых и подчиняемых мужчин, чтобы «в доме верховодить», чтобы «было все по ее». Это неправда. Эти женщины выбрали себе в мужья слабых мужчин не потому, что им нравится в семье роль лидера, а ради самой возможности иметь дом и семью. В условиях разлагающегося и безнравственного общества, без поддержки со стороны родственников, Церкви, общественного мнения, другой возможности создать семью у них просто не было. С сильным, но безнравственным мужчиной получилось бы как в том несчастном анекдоте — и «разошлись, как в море корабли…» Недавно мне жаловался на жизнь один знакомый — вполне респектабельный тридцатилетний молодой человек, образованный, зарабатывающий и даже воцерковленный. «Никак не могу найти себе жену, — сетовал приятель. — Девушки все какие-то странные. Посмотри на меня, ну что во мне не так? Работаю, в храм хожу, вроде не урод. Нет, им подавай только гуттаперчевых мальчиков, подкаблучников из пластилина. Представляешь, полгода назад встречался я с Машей. Сделал ей предложение — она отказала. А тут на днях встретил ее с мужем. Мужичонка — вроде мопса у барыни в муфте, и работает, представляешь, учителем истории в школе, получает копейки три. Обидно, что променяли меня на него». Женщина всегда сознательно или неосознанно стремится выстроить семейные отношения на прочном фундаменте, ей нужны гарантии стабильности. Именно поэтому она порой выбирает себе в мужья человека, обладающего, на первый взгляд, не очень привлекательным набором душевных качеств. Например, обломовской тугоподвижностью — «где положишь, там и лежит». Или молчалинской угодливостью — «муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей». Но, как показывает опыт многих семей, неспроста отдается предпочтение героям русской классики такого рода. Вспомнился еще один житейский пример. Водной православной молодежной организации работали два друга, молодые люди лет двадцати пяти, назовем их Колей и Васей. Коля изо всех сил старался соответствовать образу «настоящего мужчины». Он провоцировал уличных задир на драки, чтобы иметь повод «защитить девушек от хулиганов». Он любил прозрачно намекать, что деньги у него водятся, разоряясь на шикарные букеты и посиделки в кафе. Он бывал нарочито резок с посетителями, чтобы лишний раз подчеркнуть в глазах прекрасных дам свою силу и брутальность. В общем, Коля акцентировал в своем поведении все традиционно мужское: пиво, футбол, боевики, циничные анекдоты, накаченные бицепсы, лихачество за рулем и прочее, отвечающее на вопрос «из чего же сделаны мальчики?». Полную противоположность Коле представлял собой Вася. Он был робким, деликатным юношей, никуда не входящим без стука. Любимым Васиным выражением было «а можно?». Когда Коля, усевшись за общий стол, решительным жестом сгребал к своему блюдцу весь имеющийся в наличии запас сладостей, Вася еще только осторожно показывался за дверью Трапезной: «А можно я войду? Я вам не помешаю?» Присев на краешек лавки, Вася ждал, пока ему передадут чашку, за чем следовало: «А можно мне положить кусочек сахару? А взять печенье? Как вы любезны!» Помимо врожденной деликатности, Вася отличался удивительной любовью к животным, и меньшие братья отвечали ему взаимностью. Котята, шарахаясь от Коли, спешили потереться о Васины ноги, снегири клевали хлебные крошки прямо с его ладони, и даже грозный сторожевой пес при виде Васи вилял хвостом. Разумеется, Коля Васю открыто презирал, называя «тряпкой» и «тюфяком», а себе вменял в обязанность нести над «Василием блаженным» шефство.

Девушек в православной молодежной организации было много, и ни один потенциальный жених не оставался без внимания. И Коля, и Вася были моментально взяты барышнями на «военный учет». Но вот в чем парадокс: вскоре практически вся женская половина молодежного объединения была по уши влюблена в Васю. Девушки единогласно признали его самым добрым, самым воспитанным, самым романтичным. Коле же девушки отводили то роль жилетки — пожаловаться, что Вася не обращает внимания, то роль подставного лица — демонстративно кокетничали с ним только для того, чтобы вызвать у Васи ревность. Через несколько месяцев самооценка Коли опустилась ниже плинтуса: как же так, я такой сильный и храбрый, а эти недалекие девицы отдают предпочтение «облаку в штанах»? Через год Вася, как и следовало ожидать, женился.

Его избранницей стала настоящая русская красавица с толстой косой, бровями вразлет и двумя красными дипломами. Коля на свадьбе с горя напился, подрался с кем-то в переходе и попал в  «обезьянник», чем окончательно утвердил в глазах девушек свою репутацию асоциального элемента. На вопрос: «Почему вам не нравится Коля?» — девушки отвечали: «Он ненадежный, на него нельзя положиться. Болтун и нахал. Слишком упрямый». Впрочем, довольно о прозе жизни — пора писать портрет идеального мужчины, о котором, собственно, и должна идти речь в этой главе. Работа, призвание, любимое дело имеют для мужчины исключительное значение, пронизывают всю его личность. Послушайте, как поэтично говорит о всякой полезной деятельности преподобный Симеон Новый Богослов: «…Каждый пригоден не к тому ремеслу, какого он сам желает, но для какого он создан, и к нему он имеет природную способность и свойства. И ты можешь увидеть (как) пловца, искусно переплывающего морские пучины и веселящегося (от этого) гораздо более всадника-ездока на быстром коне, (так) и земледельца, режущего плугом борозды земли и пару рабочих волов считающего гораздо лучше царской четверни; поэтому он и радуется, утешаясь (своими) благими надеждами. Воин же, наоборот, себя считает выше всех земледельцев и мореплавателей и ремесленников и, как обладающий славою, гордится, идя на заклание и (имея) скончаться безвременною смертию. Поэтому ему совершенно несносно будет ни грести веслом, ни держать заступ, ни стать плотником, ни корабельщиком, ни земледельцем или землепашцем не пожелает он быть. Но каждый, как я сказал, будет действовать в том (роде) деятельности, который он получил от Бога». Мужчины, не имеющие горячо любимого дела, «не нашедшие себя», практически всегда обладают несносным характером, страдают депрессиями и неврозами, алкоголизмом. Излишне говорить, что жизнь с таким вечным подмастерьем — сущее мучение. И даже не потому, что такой человек не в состоянии обеспечить семью. Неприкаянные, несостоявшиеся люди вполне могут иметь доход: сегодня грузчиком подработал, завтра — частным извозчиком, и карманы уже не пусты. Точно так же и люди, имеющие горячо любимое дело, могут временно сидеть без денег или зарабатывать на жизнь какой-то другой, более актуальной профессией. Дело тут не в деньгах, а в том, что человек, не исполняющий свое предназначение, не может быть счастлив сам и уж тем более не способен других сделать счастливыми. Более того, несостоявшийся, не определившийся человек просто опасен для окружающих. Наверное, вы читали в Ветхом Завете Книгу пророка Ионы? Помните его историю: Бог повелел Ионе идти в Ниневию и проповедовать там, а Иона бежит в Фарсис от лица Господня. Он отдает плату корабельщикам и садится на корабль, и чем же заканчивается его путешествие? На море поднимается жестокая буря. Как вы помните, образумился Иона только во чреве кита — «учителя морского». После всех злоключений Иона все-таки повинуется воле Божией и идет в Ниневию, хотя что, собственно, мешало ему сразу направиться туда? Понятно что — извечное человеческое своеволие. Заметьте, речь здесь идет не о каком-то простом грешном человеке, а о пророке, избраннике Божием. А как много среди нас обычных людей, упорно не желающих быть теми, кем Господь их задумал! Милостью Божией музыкант пытается нацепить личину банковского служащего, талантливый бизнесмен просиживает штаны в невыносимо скучном для него НИИ, а потенциальный лауреат Нобелевской премии кладет камины в элитных коттеджах. А потом все они удивляются: и откуда постоянная усталость, болезни, то машина сломается, то компьютер «упадет»? В эту бурю попадает корабль, на котором они пытаются бежать от воли Божией, от самих себя. Связывать свою судьбу с неудачником-беглецом — участь не более завидная, чем оказаться гребцом на корабле, несущем в Фарсис Иону. Вы замучаетесь бороться с морской стихией, а судно так и не достигнет фарсийских берегов. Вот почему от мужчин, упорно не желающих понимать, кто они и зачем, лучше держаться подальше. Или, по крайней мере, не спешить за таковых замуж. Можно, конечно, попытаться помочь ему почувствовать свое призвание и найти место под солнцем — ведь женщина любит спасать неудачников — но далеко не каждой для этого хватит сил. Мало кого из барышень в ранней юности привлекают серьезные мальчики: те, что не болтаются с пустыми глазами по дворовым компаниям, посасывая пиво из горлышка, а глубоко чем-то увлечены — историей, физикой, техникой… Нравятся совсем другие: острословы, галантные кавалеры, тусовщики. В подростковом возрасте это естественно: взрослеющий человек осознает себя отдельной от родителей личность через «праздник непослушания». Зеленые волосы, пирсинг в самых неожиданных частях тела, кричащая одежда. Парни вживаются в роль «плохих парней», а их подруги — в роль Девушек, которым нравятся «плохие парни». Понятно, что через несколько лет от всей этой тинейджерской буффонады не останется и следа, а вчерашние растаманы и рейверы сменят яркие примочки на белые рубашки респектабельных менеджеров. Если в пятнадцать лет вы были без ума от длинноволосого рокера, бренчащего на гитаре «Лестницу в небо», это было нормальным и закономерным этапом вашего развития. Но если вам давно перевалило за двадцать, а вы упорно продолжаете одаривать вниманием исключительно затейников и балагуров, то ваше развитие, увы, задержалось. Мужчина тем ближе к идеалу, чем более увлеченно и самоотверженно он работает. Между жизнью с человеком, преданным любимому делу, и браком с субъектом «без определенного рода занятий» разница примерно такая же, как между поездкой в дорогом авто с кондиционером и подушками безопасности и тряской в ветхом «жигуленке» с нарушенным рулевым управлением и барахлящими тормозами. Помните поговорку преподобного Амвросия Оптинского — «где просто, там ангелов со сто»? Так вот, с трудолюбивым — просто. Человек, понявший и исполняющий свою бытийную повинность, счастлив сам и не мешает домочадцам сделать его еще чуточку счастливее. Другое дело — неудачник, который никак не найдет себя. Представьте себе страдальца, у которого постоянно болит зуб, так что мочи нет терпеть. Или рези в желудке. Легко ли с ним? Вы ему таблетку на блюдечке и стакан воды запить, а он воду из этого стакана в лицо вам выплескивает с ругательствами. И поступает он так не потому, что по сути своей хулиган и хам, а потому что его нервы расшатаны от невыносимой боли. Когда человек не понимает и не осуществляет свое призвание, его нереализованная бытийная повинность болит несопоставимо сильнее кариозного зуба или язвы желудка. И тоже расшатывает нервы, превращая своего обладателя в зануду, брюзгу или алкоголика. Казалось бы, с какой стати молодому здоровому мужчине ворчать из-за плохо выглаженных трусов, пыли на люстре, полотенца не того цвета и прочей тому подобной ерунды? Такие детали склонны подмечать въедливые дамы в летах, ищущие, в чем бы упрекнуть «молодуху» и продемонстрировать свое превосходство, но уж никак не счастливые молодые мужья. Если такое происходит — ищите причину в профессиональной нереализованности. Как женщине, если она призвана стать женой и матерью, никакая карьера, интересные дела и благотворительность не заменят брак и семью, так и мужчине, если он призван стать слесарем-сантехником, бойцом спецназа или ученым-энтомологом, никакая любящая жена и ангелоподобные детки не заменят разводной ключ, саперную лопатку или сачок с бабочками. Ревновать мужчину к работе, требовать, чтобы вам он уделял внимания больше, чем любимому делу, — занятие глупейшее и абсолютно неконструктивное. Зачем делать из себя идола, чувствующего себя комфортно только в клубах курящегося фимиама? Когда первое место в иерархии ценностей у мужчины занимает православная вера (если, конечно, он православный верующий), второе — любимое дело, а третье — семья, это свидетельствует только о правильности его мировоззрения, о том, что его система приоритетов не перевернута с ног на голову. Займите в его жизни почетное третье место и научитесь быть этим довольной. Некоторые женщины любят жаловаться на отсутствие внимания и заботы со стороны супруга: «Вот, приходит вечером, в телевизор уткнется, и слова из него не вытянешь. Молчит, пока не заснет». Но ведь мы уже неоднократно говорили, что строитель и благоукраситель семьи — женщина. И если вы живете в условиях и отношениях, которые вас не устраивают, виноваты только вы. Это вы, дорогие читательницы, созданы для того, чтобы мужчинам с вами было весело, интересно, приятно. Даже если ваш муж работает актером-комиком или баянистом на свадьбах, дома его баян должен лечь на полку, а служить домашним «культмассовым сектором» вменяется в обязанность вам. Недаром в традиционном обществе девочек обучали игре на музыкальных инструментах, пению, искусству светской беседы. Помню такую сцену в одном старом индийском фильме: муж и жена индусы приехали в Париж. Вечером муж собирается пойти в какое-то легкомысленное развлекательное заведение типа «Мулен Руж» или «Крейзи Хоре». — Я хочу пойти с тобой, — просит жена. — Нет, женщины не ходят в такие заведения, это неприлично, — отвечает супруг. — Тогда и ты не пойдешь, —  заявляет жена. — А супер-шоу ты увидишь здесь, в нашем гостиничном номере. После чего жена украшает голову перьями, как у танцовщиц парижского варьете, и в таком наряде исполняет индийские танцы, сопровождая их индийскими песнями. Любо-дорого посмотреть: и патриотично, и целомудренно, и супруга избавляет от необходимости шататься по «злачным» местам. Впрочем, в условиях нашей реальности дело вряд ли дойдет до танцев с перьями. От мужчины, по-настоящему много и тяжело работающего, по возвращении со службы скорее можно ожидать падения без чувств, нежели желания лицезреть феерическое шоу. Однажды вечером я засиделся в гостях у одного семейства, состоящего из мужа-компьютерщика, жены-домохозяйки и пятерых детей. Часов до одиннадцати мы с хозяйкой пили на кухне чай, а в начале двенадцатого раздался звонок в дверь — глава семьи вернулся с работы. Он сел за стол ужинать, некоторое время мы беседовали, шутили, как вдруг отец семейства перестал вставлять в разговор реплики, уронил голову на грудь и захрапел. Не подумайте — пьян он не был. Жена пояснила, что такое с супругом случается частенько — на работе очень устает, еще подрабатывает дополнительно. Легко ли пятерых поднимать? Приходится стягивать с благоверного штаны, укладывать в постель и накрывать одеялом. Многие женщины страдают, чувствуют себя разочарованными в браке или отказываются от вступления в брак потому, что их требования к мужчинам неадекватны. Если вы посадили яблоню, вы ведь не будете ждать, что на ее ветках созреют ананасы? А если завели корову, надо думать, не для того, чтобы начесать с буренки шерсти и связать носки? И когда идете на прием к стоматологу, вы тоже не будете рассчитывать, что, помимо пломбирования зубов, эта милая дама раскроит вам пару сарафанчиков? Но вот от мужа почему-то некоторые особы ожидают, что он станет «всем во всем». И психотерапевтом, обязанным утешать вас и разрешать все ваши конфликты, и секретарем-референтом, помнящим о днях рождения, свадьбах и поминках всех ваших родственников и знакомых, и светским львом, блистающим в обществе остроумием и незаурядными хореографическими навыками. Лучше загляните в себя: может быть, вы пытаетесь обрести в супруге то, чего вам на самом деле не хватает в себе? Особенно это касается комплиментов. Зависимость некоторых женщин от похвалы и одобрения напоминает судорожные попытки тонущего аквалангиста припасть к спасительному шлангу с кислородом. «Эта кофточка мне идет? А эта? Нет, ты скажи, что идет. Фу, какой ты черствый и невнимательный», — перед нами классическая схема доведения психически здорового мужчины до состояния белого каления. Или, хуже не придумаешь: «Милый, ты меня любишь?» Что побуждает женщин задавать все эти вопросы? Патологическая неуверенность в себе и заниженная самооценка. Ни первое, ни второе с христианским смирением ничего общего не имеет. Разве смиренный человек нуждается в похвале? Да от любых восторженных слов в свой адрес он будет бежать как от огня. Выпрашивание, вымогательство комплиментов — признак гордости. Потребность в них опасна еще и тем, что может сделать женщину легкой добычей всякого рода соблазнителей, ловеласов и проходимцев. Уж они-то на комплименты, стихи и целование ручек более чем щедры. Женщина, нуждающаяся в похвале и подбадривании, — это «неисправная» женщина. Все равно, что пылесос, выбрасывающий пыль наружу, или холодильник, разогревающий котлеты. Почему? Ева была сотворена в качестве помощника Адаму. Представьте себе, один человек работает. Например, ведет машину. А другой сидит рядом и ему помогает, поддерживает, подбадривает. Если дорога прямая и спокойная, забавные истории рассказывает или песни поет. Если перекресток, предупреждает: «Осторожно, справа грузовик несется». Если кого-то надо обогнать, вдохновляет: «Ты можешь, ты молодец, ты его "сделаешь"». Один — работник, другой — помощник, каждый на своем месте. А если помощник вдруг перестанет помогать и начнет требовать, чтобы водитель его утешал и развлекал? Недалеко они уедут, увы. Природа мужчины такова, что он постоянно нуждается в похвале и подбадривании. Это для мужчин придумали медали, ордена, лавровые венки и генеральские штаны с лампасами. Без лампасов мужчине очень трудно поверить в то, что он действительно чего-то стоит. Женщина же создана для водружения лавровых венков на головы героев. Сама она в лавровых венках нуждается не больше, чем сытый слон в облысевшем венике. Короны всевозможных королев красоты тоже на самом деле нужны не женщинам, а мужчинам — чтобы потом победно продефилировать под руку с «Мисс Совершенство», демонстрируя еще один орден в ряду своих регалий. Если хотите быть счастливой, перестаньте искать себе зеркальце, которое без устали будет повторять, что вы на свете всех милее. Как вы помните, участь «мерзкого стекла» из сказки Пушкина оказалась незавидной. Тот, за счет кого вы надеетесь поднять низкую самооценку, потом неизбежно станет козлом отпущения в ваших глазах. Первый муж Марины, Анатолий, был человеком серьезным: инженер-физик в закрытом КБ, немногословный, замкнутый. Замуж за него Марина вышла не сразу, неспонтанно: период его ухаживания длился целых пять лет, и все это время жених проявлял завидное постоянство. Жили они в разных городах, и Толя через день писал Марине удивительно изящные, романтические письма — прямо образцы эпистолярного жанра позапрошлого века! На шестой год они поженились, и Марина переехала к Толе, но в реальной жизни он оказался совсем не таким, как на бумаге. В письмах он бурно изливал яркие чувства, а находясь рядом, молчал. Упрекнуть его было не в чем: Толя отдавал жене всю зарплату до копейки, не пил, охотно возился с их маленькой дочкой. Но Марину мучило чувство, что ей чего-то не хватает. Она тратила массу сил, чтобы сделать его более разговорчивым, общительным, компанейским: накрывала стол, приглашала гостей, но Толя не любил шумные сборища и предпочитал отсиживаться в уголке, вежливости ради потанцевав со всеми приглашенными дамами. Марине очень хотелось, чтобы Толя стал более чутким, начал интересоваться ее делами, ее здоровьем. Она демонстративно падала в обмороки, устраивала истерики, лишь бы Толя на это отреагировал. Но Толя был сдержанно вежлив: тебе принести таблетку, вызвать врача? А Марина часами висела на телефоне, жалуясь подругам на «этого бесчувственного чурбана». Нельзя сказать, что Марина ушла от мужа — скорее, вначале она внутренне его покинула, мысленно отстранилась. Несколько лет они жили бок о бок, будучи по сути чужими, накапливая взаимные обиды. Однажды Марина, любящая шумные посиделки и веселые компании, познакомилась с Игорем, балагуром и жизнелюбцем. Примерно в то же время за Толю взялась Маринина подруга Таня: как правило, женщины тонко чувствуют разлад в готовой вот-вот разрушиться семье, так и Таня поняла, что Толя «почти свободен». Вскоре Толя ушел жить к Татьяне, Марина привела в дом Игоря. Казалось бы, все добились желанной гармонии, воссоединились с любимыми людьми. Но чем это обернулось? Второй муж Марины оказался типичным альфонсом, проходимцем и бездельником. Да, он с радостью говорил супруге комплименты и целовал ручки. Он готов был часами выслушивать ее терзания по поводу тянущей боли в левом боку. Но при этом Игорь не работал. Точнее, работал, но чисто символически: время от времени брался за какие-то «перспективные проекты», от которых через полгода не оставалось даже воспоминаний. Добытчиком в их семье была Марина, занимающая должность главного бухгалтера в солидной фирме. Она мечтала о втором, их общем с Игорем ребенке, но муж и слышать об этом не хотел. Еще бы, ведь если жена забеременеет, родит и будет сидеть дома с малышом, работать все это время придется ему! А работать Игорь в принципе не любил. У него от первого брака был сын, и мальчик рос в полной обеспеченной семье — вскоре после развода первая жена Игоря вышла замуж за мужчину делового и небедного. Ребенку Игорь материально не помогал, да в общем-то мать и отчим его сына помощи от него не ждали — что взять с попрыгуньи-стрекозы (или попрыгунчика-стре-козла)? Будучи опытным манипулятором, Игорь скоро нашел эффективный рычаг давления на жену. Он начал постоянно демонстрировать свое культурное превосходство: я, дескать, и книги читаю, в курсе всех литературных новинок, и кино смотрю «не для всех», и в театре бываю на премьерах. А у тебя на уме один дебет с кредитом: ну нельзя же так! Ну да ладно, я добрый: перескажу тебе, отставшей от жизни, последний роман Пелевина, а ночью мы посмотрим на видео свежего фон Триера. Интеллектуальное кино Марина не любила: напряженная работа не оставляла сил для восприятия чего-либо серьезного, ей нравились развлекательные фильмы, боевики и приключения. Дома ей хотелось отдохнуть, но это редко удавалось: символически работающий муж домашними делами себя тоже не обременял. После долгих упреков Игорь мог, наконец, пропылесосить ковер или отнести белье в прачечную, но не более того. Постоянно измотанная Марина подсела на биодобавки, но разве могли все эти «тигриные когти» и «панты молодого северного оленя» превратить ее в не знающий устали трактор, после сдачи очередного баланса способный еще вести хозяйство? И вдруг Марину осенило, на кого она стала похожа, — да точь-в-точь ее первый муж Анатолий! Надрываясь на работе, она сделалась такой же немногословной, разлюбила шумные вечеринки, и на лице ее все реже загоралась улыбка. Она поняла, в какие отношения втянуло ее неоправданное желание внимания со стороны мужа: Марина и зарабатывает деньги, и все делает по дому, а Игорь не делает ничего, только манипулирует женой с помощью пряника и кнута — то прическу похвалит и ручку поцелует, то упрекнет в отсталости и невежестве. И поскольку мы все-таки рассуждаем об идеальном мужчине, хотя и оттеняем этот светлый образ отрицательными примерами из жизни, настало время поговорить о такой редкой в наши дни добродетели, как целомудрие. К сожалению, многие осуждают грех блуда, пользуясь аргументами советского журнала «Здоровье» годов эдак шестидесятых прошлого века. Дескать, женщина — будущая мать, и потому желательно, чтобы она до свадьбы берегла честь, в смысле свою репродуктивную систему: абортов не делала, венерическими болезнями не болела. А мужское воздержание с такой «естественно-научной» точки зрения выглядит вещью совершенно абсурдной и даже вредной. Но тому ли учит Церковь устами святого апостола Павла, сказавшего: Юношей также увещевай быть целомудренными (Тит 2, 6)? На самом деле, блуд гораздо опаснее для души, нежели для тела. Что такое целомудрие? Это восприятие человека в целом, как триединства духа, души и тела. Блудник же разделяет другого человека на части: мне, пожалуйста, только тело, а все прочее отложите в сторонку. И разделяется сам, потому что желания его тела реализуются обособленно, отдельно от зова души и духа. Почему в наше время так много людей страдают от неврозов, обивают пороги психоаналитиков или просто тихо глушат свою боль на кухне водкой? Невроз — это когда желания и стремления тянут человека в разные стороны, подобно Лебедю, Раку и Щуке. А он никак не может понять, что, собственно, причиняет ему боль и ищет все новых удовольствий, надеясь этим ее заглушить. Виктор смолоду привык считать себя человеком бывалым, которого на мякине не проведешь. Когда ему было немного за двадцать, его друзья-ровесники один за другим начали играть свадьбы. Витя посмеивался над «простаками» — уж он-то не позволит окольцевать себя в столь раннем возрасте, не на того напали. Он еще погуляет, будет «брать от жизни все». У девушек Витя пользовался успехом: высокий, черноволосый, галантный ухажер. Схема соблазнения была им отработана в совершенстве, и в одиночестве Витя не скучал и минуты: проснувшись утром у одной подружки, через полчаса он уже спешил на свидание с другой, а по дороге в трамвае знакомился с третьей. Так он порхал по жизни лет до тридцати шести, мастерски увиливая от брачных уз. Задуматься о пользе цепей Гименея его заставила смерть одного из близких друзей. Молодой мужчина в самом расцвете сил умер от внезапной остановки сердца. На похороны и поминки собралось много давних знакомых.

Виктор критически оглядел своих ровесников: тот уже совсем лысый, этот с брюшком, да и сам он уже не Аполлон Бельведерский. У погибшего друга остались дети, любящая жена, которая будет всегда о нем помнить. «А если завтра не станет меня, что останется? Квартира, мебель, старая иномарка? Даже не смешно». После этого Виктор твердо решил жениться. Он был уверен, что жениться ему — раз плюнуть.

Стоит только намекнуть одной из многочисленных подружек, что готов осчастливить ее статусом законной супруги, как она засияет от радости и полетит с ним в загс на крыльях. На деле вышло иначе; хотя у Вити была толстая записная книжка, заполненная женскими телефонами, ни одна из этих барышень замуж не стремилась. В списках его любовниц числились разбитные разведенки, бесшабашные студенточки, скучающие замужние домохозяйки, но женщин, которые хотели бы создать семью, там не было. Это стало для Виктора неожиданным открытием: оказывается, женщины не так уж глупы: те, кто действительно хотел замуж, прекрасно понимали, чего можно ожидать от Вити, и обходили его за версту. Не только он всегда разворачивал ситуацию под себя — точно так же использовали и его; им, как вещью, пользовались похотливые Женщины, ищущие развлечений. Тогда Виктор решил дать брачное объявление в газете. Там он заявил о серьезности своих намерений и постарался выглядеть человеком надежным. Виктор получил множество писем и почти каждый вечер ходил на свидания с кандидатками на роль жены. Мы подошли к главному: блудники, много лет потакавшие своим страстям, теряют способность любить. Целомудренный человек рассуждает так: вот моя любимая женщина, жена, а вот все прочие женщины, которых я не люблю. Он не может сравнивать любимую женщину с другими по каким-то признакам, потому что видит ее совершенной, целостной, такой, какой ее задумал Господь. Одна любимая, а все остальные — просто люди. Ему нетрудно хранить верность, потому что у него есть любовь. Блудник рассуждает иначе: «Вот женщина, у нее стройные ноги и пышный бюст, она мне нравится. Надо бы с ней встретиться. А вон идет другая, у нее фигурка получше, чем у первой, пойду лучше к ней. А третья еще красивее и чувственнее первой и второй, встречусь лучше с третьей». Он выбирает себе подругу, как вещь, как игрушку на полке супермаркета. Видеть в очередной подружке человека он уже не в состоянии. Именно так рассуждал Виктор, знакомясь с девушками по объявлениям. Правда, свои критерии отбора он решил оправдать более благовидными намерениями: «Я ищу мать своим будущим детям». Следовательно, она должна быть молодой, здоровой, привлекательной, чтобы и детки получились приятными на лицо. Помните, во время Второй мировой войны у гитлеровцев была такая программа, чтобы девушки с оккупированных земель рожали от солдат вермахта истинных арийцев? Из «неполноценных народов» для этой цели велено было отбирать только блондинок с широкими бедрами и не старше 27 лет. Похожий подход был и у Вити. На выбор супруги он потратил целых четыре года, в течение которых интенсивно проверял молоденьких кандидаток на «сексуальную совместимость»! Кстати, по мнению популярного психолога Николая Нарицына и сексопатолога Дили Еникеевой, никакой «сексуальной несовместимости» вообще не бывает в природе — бывает несовместимость психологическая и нежелание подстраиваться друг под друга. Для проверки этих факторов до свадьбы вовсе не нужна интимная близость. К сорока годам Витя остановил свой выбор на 25-летней Ирине — красивой, очень милой, немного наивной барышне. Но через месяц после свадьбы с Ирой случилось несчастье: спускаясь зимой в сапогах на шпильках по обледенелым ступенькам, она поскользнулась и упала так неудачно, что ударилась головой, получила сотрясение мозга и перелом височной кости. На «скорой помощи» Иру отвезли в Институт Склифосовского. После выписки из больницы Ирине требовался уход: ее часто мучили головокружения и тошнота, характер испортился, она стала раздражительной и часто плакала. Кроме того, врачи запретили ей беременность в течение нескольких ближайших лет: после такой травмы велика вероятность выкидыша. Виктора все это не устраивало: он наконец-то созрел для того, чтобы осчастливить достойнейшую из девушек браком и детьми, а вместо этого вынужден заботиться об истеричной, беспомощной инвалидке. Как поступает обиженный покупатель, если приобретенная им игрушка сломалась до окончания гарантийного срока? Правильно, возвращает ее в магазин. Виктор развелся с Ириной и вернул ее родителям — ведь барышня не оправдала его надежд. После этого наш герой, как ни в чем не бывало, вернулся к знакомствам по объявлениям. К тому времени появился интернет и возможности его расширились: всевозможные сайты знакомств пестрели фотографиями манящих красоток. На виртуальных просторах и состоялось его знакомство с Тамарой — жизнерадостной блондинкой, тонкой и обаятельной. Уже через две недели после знакомства Тамара перебралась в Витину квартиру, а через месяц радостно сообщила, что ждет ребенка. Виктор был рад позднему долгожданному отцовству, их быстро расписали в загсе, и Тамара получила прописку на его площади. Тамару мучил токсикоз, и она попросила супруга отпустить ее на пару недель к маме в деревню — здоровье поправить. Как раз в это время скучающему в одиночестве Вите позвонила какая-то интернетовская барышня и предложила встретиться. Виктор не устоял и привел ее домой — все равно жена в деревне, ничего не узнает. Но случилось как в дурном анекдоте — в самый кульминационный момент романтического свидания в квартиру ворвалась разгневанная жена, устроила бурную «разборку», выволокла голую прелюбодейку за волосы на лестницу и призвала в свидетели всех соседей. За этим последовал скандальный развод, в результате которого Тамара получила причитающуюся ей по закону жилплощадь. А через год Виктор узнал, что так и не стал отцом, а оказался очередной жертвой шайки брачных аферистов, разыгравших этот спектакль. Сходную один к одному историю вывесил в качестве предупреждения другой мужчина на том сайте знакомств, где Виктор познакомился с Тамарой. Аферистов вычислили, но поделать с ними ничего не смогли — те были уже «далече». Выяснилось, что Тамара вышла за Виктора замуж, будучи уже беременной от другого мужчины — своего настоящего мужа. А соблазнившая его девушка тоже была членом их шайки и получила свою долю. Они с Тамарой «ходили парой» — менялись ролями: одна выходила замуж, а другая соблазняла ее незадачливого супруга, за чем следовал развод и раздел имущества. После всего случившегося Виктор съехался со своей мамой. Так они и коротают век вдвоем — от женщин, особенно размещающих брачные объявления, незадачливый жених теперь бегает как от огня. Да и силенки уже не те, чтобы с юными барышнями развлекаться. Ирина, которая и поведала мне эту историю, после развода обратилась к Богу. Несколько лет она усердно посещала храм, паломничала по святым местам, молясь об исцелении от телесной травмы и душевной боли. Во время поездки в Оптину пустынь Ирина познакомилась со своим теперешним мужем. Сейчас они растят двоих здоровых малышей. Из всего сказанного выше остается сделать вывод: если мужчина — работающий и целомудренный, если он состоялся как профессионал, как личность и при этом не утратил способность любить, его уже можно считать идеальным. Все остальное по мере необходимости приложится.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

*