Самовоспитание 3

Самовоспитание

Воспитание и самовоспитание — две стороны единого процесса формирования личности.

Под самовоспитанием понимается сознательная, целенаправленная и самостоятельная деятельность, возникающая в результате активного взаимодействия личности со средой, влияющая на развитие и совершенствование личности. Исследования, проведенные советскими психологами и педагогами, убедительно доказали, что личность является активной силой не только в преобразовании окружающего мира, но и в собственном ее формировании (А. А. Арет, А. Г. Ковалев, А. И. Кочетов, Л. И. Рувинский и др.).

Воспитательная цель осмысливается и принимается воспитанником в результате систематического целенаправленного влияния со стороны воспитателя. В процессе самовоспитания ученик выступает в качестве субъекта воспитательного процесса. Самовоспитание находится в-непосредственной зависимости от содержания жизни школьников, их интересов, отношений, характерных для того или иного возраста. Исследованиями установлено, что потребность в самовоспитании возникает у школьников уже в младшем возрасте и может быть успешно использована в педагогической работе. Экспериментально доказано, что формы самосовершенствования с учетом возрастного и индивидуального развития школьников весьма разнообразны и выражаются в виде приспособления, подражания, ориентации на взрослых, друзей и коллектив сверстников.

Потребность в самовоспитании является высшей формой развития личности. Эта потребность не возникает одновременно у всех учащихся одного и того же возраста, особенно если личность не подготовлена к восприятию предъявляемых требований Интенсивное проявление потребности в самовоспитании происходит в подростковом возрасте.

Целенаправленность, осмысленность и устойчивость самовоспитания зависят прежде всего от идеалов, общественной направленности деятельности школьника, от волевых свойств личности, от той значимости, которую школьник придает среде сверстников. Важной предпосылкой для возникновения и развития процесса самовоспитания является формирование самосознания учащихся. Появление у старшеклассников умения анализировать и реально оценивать свои качества и поступки является одним из существенных моментов самовоспитания. Каждый школьник, особенно в старшем возрасте, в состоянии достичь высокого уровня нравственного самосовершенствования, но для этого необходимо так построить педагогический процесс, чтобы вся система воспитатель ных мер способствовала накоплению положительного опыта отношений и соответствующих им способов поведения. Само воспитание школьников, особенно в раннем юношеском возрасте, имеет всесторонний характер.

Ведущим компонентом содержания самовоспитания является формирование волевых и нравственных качеств. Существует тесная связь между организацией самовоспитания и самооценкой соответствующих качеств. Показателями этой зависимости выступают: сила общественного мнения, действенность критики и самокритики, благоприятный микроклимат в коллективе помощь учителя в выборе приемов и средств самовоспитания.

По отношению к самовоспитанию школьников коллектив выполняет две основные функции: создает общие предпосылки и условия для самостоятельного и устойчивого процесса самовоспитания и организует этот процесс. Первая функция выражается в том, что коллектив формирует у учащихся положительное отношение к социально ценным видам деятельности, развивает стремление и желание активно участвовать в коллективной деятельности, стимулирует самостоятельность, общественный долг, инициативность и т. д. Вторая функция выражается в непосредственной организации самовоспитания: в формировании самосознания учащихся, в стимулировании положительной мотивации для работы над собой, в оказании помощи при планировании и оценке результатов своих усилий.

Индивидуальное развитие учащихся под влиянием самовоспитания благотворно действует на коллектив. Разнообразие интересов школьников, широта их кругозора, высокий уровень общей культуры создают условия для выявления разносторонних наклонностей и возможностей членов коллектива, что в свою очередь обогащает коллективные отношения, влияет на развитие и совершенствование коллектива в целом.

Наиболее распространенными приемами самовоспитания школьников являются самообязательства, самоотчеты, самоанализ, самоконтроль и самооценка.

Эти приемы широко используются при проведении общественной аттестации старшеклассников, составлении ими комплексных планов. Диалектика руководства процессом самовоспитания состоит в переводе внешних педагогических требований в требования, предъявляемые школьниками к самим себе.

Перевоспитание

Процессы воспитания и перевоспитания взаимосвязаны. Перевоспитание нацелено на перестройку неправильно сложившихся взглядов, суждений, оценок учащихся, на преобразование отрицательных способов поведения, осложняющих процесс формирования личности.

Процесс перевоспитания предполагает: установление существенных причин отклонений в нравственном развитии школьников; определение путей и средств, влияющих на перестройку сложившегося стереотипа поведения; активизацию позиции школьников в общественно ценной коллективной деятельности, в учебной работе, в сфере досуга; разработку системы требований и контроля, средств поощрения и стимулирования. Взаимосвязь нравственного воспитания и самовоспитания — важное условие преодоления отклонений в нравственном развитии личности. Проблема преодоления отрицательных влияний в воспитании исследуется многими советскими педагогами и психологами (М. А. Алемаскин, А. С. Белкин, А. В. Веденов, И. А. Невский, И. П. Прокопьев, Л. И. Рувинский и др.).

Повышение эффективности воспитательного процесса осуществляется различными путями: через проектирование системы воспитательных задач, совершенствование содержания воспитательного процесса, целесообразный отбор форм и методов воспитания.

Качество воспитательного процесса достигает наибольшей эффективности при условии его оптимизации. Оптимальным называется такой воспитательный процесс, который дает максимально высокие для соответствующих условий результаты при необходимых затратах времени и усилий воспитателей и воспитуемых.

Важнейшим средством оптимизации воспитания является комплексный подход к организации воспитательного процесса. Комплексный подход обеспечивает: целостную систему воспитательных задач, единство всех сторон воспитания, комплексное применение разнообразных форм и методов воспитания, всесторонний анализ получаемых результатов.

Условием оптимизации воспитательного процесса является конкретизация осуществляемых воспитательных влияний. Реализуется это условие путем организации специального изучения учащихся конкретных школ, классов, их семейного окружения, производственной среды. Критерием эффективности воспитательного процесса при этом условии выступает знание учителем возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, их семьи, тех связей и отношений, которые у них установились с окружающими.

Необходимым условием оптимизации является координация усилий всех социальных институтов, обеспечивающих целенаправленное педагогическое влияние на формирование личности. К числу их относятся школа, семья, внешкольные учреждения (Дворцы и Дома пионеров и школьников, музыкальные, художественные, спортивные школы, детские секции при Домах культуры, библиотеки и т. д.), комсомольская и пионерская организации.

Целенаправленное, плановое взаимодействие всех воспитывающих сил обеспечивает целостное решение всего комплекса воспитательных задач.

Оптимизация процесса воспитания обеспечивает создание благоприятных учебно-материальных, гигиенических и морально-психологических условий для его успешного осуществления. В этой связи большое значение имеет установление здорового морально-психологического климата в педагогическом и ученическом коллективах, создание атмосферы требовательности и доброжелательности между администрацией и учителями, между учителями и воспитанниками.

Критерием эффективности этого условия является организация режима школы, культурно-гигиенических требований в местах пребывания школьников (классах, рекреациях и т. д.), устойчивый состав коллектива педагогов и учащихся, взаимосвязь и содружество первичных классных коллективов.

Оптимизация процесса воспитания предполагает обеспечение целостности цикла планирования, организации, регулирования, контроля и анализа результатов воспитательного воздействия.

Важнейшим критерием эффективности воспитательного процесса является развитие у учащихся коммунистических черт личности, нравственных привычек и способов поведения (с учетом возраста учащихся и имеющегося у них опыта), активной жизненной позиции, в соответствии с задачами, выдвигаемыми обществом и самим воспитанием в каждой конкретной ситуации.

Самовоспитание

Самовоспитание — воспитание себя, работа над своей личностью. Чтобы не было путаницы, самовоспитание следует отличить от самосовершенствования. Самосовершенствование устремлено к вершинам и совершенству, самовоспитание ставит более простые и житейские задачи.

Импульсивный человек со взрывным характером приучает себя не орать, воспитывает у себя сдержанность — это самовоспитание. Спокойный и адекватный человек учит себя мудрости — это уже самосовершенствование. Ребенок учит себя не врать и не драться — это самовоспитание. Юный выпускник консерватории увлеченно день за днем отрабатывает виртуозные пассажи — это самосовершенствование.

Самовоспитание — первый шаг к самосовершенствованию.

К сожалению, даже этот первый шаг делает мало кто. Как сознательная, целенаправленная и самостоятельная работа над собой, самовоспитание — сегодня большая редкость. Самовоспитание — не самая популярная общественная ценность, самовоспитанием чаще увлекаются на некоторое время и работают над собой урывками, чаще "когда припечет" или под влиянием чьего-то воодушевляющего примера. Самовоспитание обычно начинается с хорошего воспитателя, с которым тебе интересно и который умеет с тобой разговаривать.

Обуздание своих желаний, отучение от вредных привычек, приучение себя к организованности, воспитание смелости — список типовых задач по самовоспитанию знает практически каждый. А кто успешно решил эти важные задачи? — Очень многие. Перечислять затруднимся, и страницы не хватит, и просто не все имена-фамилии читателям знакомы. Пусть прозвучат лишь самые известные: Бенджамин Франклин (посмотрите его План…). Из наших — А. В. Суворов. А. А. Любищев.

Итого: не так важно, что важнее для вас сегодня — самовоспитание или самосовершенствование, главное — начать работать над собой или продолжить это, делая это более эффективно. Что может помочь вам на этом пути? См. Как работать над собой

Как работать над собой

Автор: Н. И. Козлов

Работать над собой, развивать себя вполне можно самостоятельно, полагаясь на собственные силы. Так в свое время работали Михайло Ломоносов, Александр Суворов, Наполеон Бонапарт, Бенджамин Франклин, Авраам Линкольн и многие-многие другие известные люди, оставившие большой след в истории своей страны. Они это делали без всякой посторонней помощи – и у них получилось! Значит, это может получиться и у вас. Другое дело, что сегодня работать над собой быстрее и эффективнее с помощью более опытных людей: учителей, педагогов, психологов и коучей.

Работать над собой лучше под руководством мастера. Залог успеха — ясные цели, качественные образцы, тренировка, обратная связь.

Фильм "Отпетые мошенники" Скачать видео

Психотерапевты здесь могут быть полезны также, но их роль скорее вспомогательная. Специализация психотерапевтов – лечение, не обучение, они заняты все-таки другим: они помогают человеку подняться из проблемного состояния в состояние здоровое. В самом широком понимании и это тоже можно назвать развитием личности, но точнее тут говорить о помощи в выздоровлении, в восстановлении нормального, эффективного функционирования. Ремонт не стоит путать с тюнингом.

При этом, как бы вы ни начали работать – совсем самостоятельно или под руководством специалиста (например, психолога), работать над собой все равно придется вам. Как это делать лучше? Работать над собой нужно умно, весело и с удовольствием.

Умно — то есть делать именно то, что нужно, и так, как нужно.

Успешные люди не практикуют 1000 движений по 3 раза. Они практикуют 3 движения по 1000 раз, но эти 3 движения — те, которые им нужны.

Весело — потому, что так работать эффективнее. И с удовольствием, чтобы завтра работать хотелось снова.

Залог успеха — ясные цели, качественные образцы, тренировка, обратная связь.

От жизненного пинка — к образу жизни

Как правило, люди начинают работать над собой потому, что жизнь дала пинок и появилась конкретная, очень важная задача. Не просто возникла блажь "Вот, буду работать над собой!" — это проходит быстро, а когда в жизни стало что-то очень нужно, когда возникла настоящая необходимость. Однако жизнь пинает многих, а в красивый полет отправляются не все. Требуется еще — голова на плечах, понимание, что ныть↑ и рассказывать о своих проблемах↑ — бесперспективно, что себя вытянешь только ты сам. Ты сама↑. Хорошо. Жизнь подтолкнула, вы сделали правильные выводы и занялись собой. Долго ли продержитесь? Вот это — главный вопрос, и ваша главная задача — сделать так, чтобы работать над собой вам понравилось. Если вы поймете, что у вас получается, что у вас есть результаты и оно того стоит, вы будете двигаться дальше. Ваша задача — работу над собой сделать привычкой и образом жизни, чтобы по-другому вам жить стало бы просто странно, потому что вы тот, кто всегда в развитии, а валяться и жалеть себя — это — уже не вы!↑

Начинаем с постановки целей

Желание работать над собой чаще всего начинается с того, что человек сталкивается с теми или иными проблемами, но заниматься своими проблемами — путь тупиковый. Легче всего люди видят свои проблемы — то, что их тяготит и что им мешает. Заниматься своими проблемами можно долго, обычно это малопродуктивно↑. Чтобы эффективно двигаться вперед, важно другое — важно научиться грамотно ставить цели. Первое, что вам поможет — самым живым и свободным образом описать все то, о чем мечтается, что в этой жизни вы хотите получить. Записали? Порадовались? А теперь предстоит работа — свои желания нужно превратить в цели. Желания и цели — вещи разные, грамотно ставить цели умеют не все. Напоминаем основные требования: цели должны быть сформулированы позитивно, цели должны быть конкретные, цели должны быть записаны. Да, еще — цели должны быть адекватными… См.→

Подтягиваем ресурсы

Какие бы ни были у вас замечательные цели, полезно вспомнить, что вам никто ничего на блюдечке не принесет, вам все нужно добиться или организовать самим. Неправильно полагаться только на свои силы, разумно воспользоваться помощью тех, кто может и хочет вам помочь, но даже эту помощь и поддержку организовать — забота ваша. Все делают люди, и у вас это появится тогда, когда у вас появятся нужные качества и способности, когда вы станете человеком, достойным своих целей. Поэтому начните с себя: возьмите листок и опишите себя: в левой графе перечислите все свои проблемы и недостатки, в правой — свои сильные стороны и достоинства, в среднюю графу записывайте все то, что является просто вашими особенностями… См.→

Составляем план работы

В плане работы у вас должны быть: направления работы, этапы работы и конкретика — когда, где и как. И кто вам в этом поможет. См.→

Работать!

Важно — начать. Чтобы не застрять в планах и мечтах, нужно быстрее переходить к делам. Есть наблюдения — если вы что-то задумали и в течение 48 часов перешли к действиям, к реализации, — ваши планы что-то стоят. Если вы подумали, но все откладываете и так ничего и не начали делать, ваши планы так и не осуществятся. Итак, торопитесь сделать первый шаг, осуществить хоть какое-то, но конкретное дело. См.→

Поддержка в работе над собой

Одному двигаться вперед — непросто, и, если есть возможность, работать над собой лучше с кем-то, хорошо если в группе единомышленников, и под руководством мастера. Мастер поможет точнее определить направление, подскажет эффективные приемы и способы, даст качественную обратную связь, поможет вам не забыть ваши замечательные намерения, создаст необходимую мотивацию. Если вы узнаете, кто и где занимается тем, что интересно вам, обязательно придите и познакомьтесь с этими людьми. Психологические тренинги могут дать вам очень много, но нужно попасть на хороший, качественный психологический тренинг. Если вы можете себе позволить, рекомендуем найти своего коуча. См.→

Эффективные приемы в работе над собой

В работе над собой могут помочь самые разнообразные приемы: детальное представление начала, наличие инструкции или образца, речевые вставки… См.→

Типичные трудности в развитии себя

Пока вы не научились работать над собой, вы можете испытывать самые различные трудности. "Не получается сразу, новое страшно. Вроде уже привык к новому, а сбился и вернулся в старое русло…" Что с этим делать

Типичные трудности в развитии себя

Не сталкивается с трудностями только тот, кто не работает. Вы — столкнулись. Замечательно! Все трудности преодолимы, будем решать их в порядке поступления.

Негативное мышление. Вам такое — не нужно!

Фильм «Мирный воин». Скачать видео

Итак, типичные трудности в развитии себя:

Новое страшно.

Конечно, страшно — просто потому, что вы еще не научились работать со страхами. Научитесь — страхов не будет, или, что еще важнее — научитесь быть сильнее любых своих страхов. Итого: если ваши страхи вам мешают, четко свои страхи пропишите и поставьте задачу себя от этих страхов освободить. см. работу со страхом. Кто поэнерегичнее — переоформите страх в вызов и используйте свой страх как ресурс: страх бодрит. Чаще напоминайте себе о том, зачем и ради чего все делаете. Есть ради чего, есть мечта перед глазами? Подумайте и о том, чтобы идти вперед не одному (не одной), а с кем-то. С кем-то — веселее!↑

Много сомнений.

Это нормально, не сомневаются только бездумные люди. Правильное решение — планировать время для дела, планировать время для сомнений. Есть люди, которые постоянно сомневаются, и даже вроде бы приняв решение, останавливаются и начинают все передумывать заново. Это мешает. Что здесь может помочь? Установите свои точки сомнения — период времени в плане, вы даете себе возможность проанализировать свои сомнения и принять новое решение взамен того, которое приняли раньше. Что в это время делать с сомнениями? — Просто записывать. Придет время, разрешенное для сомнений, возьмете снова лист бумаги, выпишите все за и против, посомневаетесь продуктивно. Итак: планируем свои действия, планируем точки сомнений, когда дадим себе посомневаться и спланировать новые действия. Все остальное время — действуем.

Хватаюсь за все сразу.

И память хочется развить, и скорочтение освоить, печать десятью пальцами срочно, а еще осанка, голос и лидерские навыки… Чтобы все это стало вашим, учитесь работать по плану. Составьте список всего, что хотите освоить, далее разбейте на три группы. В первой группе — самые важные и срочные навыки, без которых — никак. Во второй — важные, но можно хотя бы на месяц отложить. В третьей — хочется, но в принципе можно пока и обойтись. Теперь все навыки первой группы впишите в расписание: в какие дни и часы чем будете заниматься. Далее — спокойно и методично. Методичность и последовательность дают гораздо лучшие результаты, нежели суета и разбросанность.

Освоил одно — забываю другое.

Верно, если нужные навыки не отрабатывать до привычки и автоматизма, именно так и происходит. Чтобы что-то новое стало вашим и привычным, нужны упражнения и тренировка. Успешные люди не практикуют 1000 движений по 3 раза. Они практикуют 3 движения по 1000 раз, тогда приходит настоящий результат. И пока к одному не привыкните — второе не начинайте. Подробнее о схеме эффективной работы см.→

Не получается вообще.

Бывает, что и не получается вообще. Значит, нужно разобраться в том, что и как вы делали, понять свои ошибки, сделать выводы и действовать дальше. Не понимаете свои ошибки и затрудняетесь в выводах — поговорите с умными людьми, они вам подскажут. Все — получится. Обязательно, хотя и не сразу. Главная подсказка — позаботьтесь, чтобы начало любого вашего дела было легким и приятным.

Планирую — и забываю. Загорелся — и остыл.

Это знакомо очень многим, при желании вполне преодолимо. Чтобы себя лучше организовать, посмотрите Методы личной самоорганизации

Иллюзия результата.

Это когда кажется, что уже все умею, а на самом деле — все только знаю и просто сейчас хорошее настроение. А столкнулся с реальностью, настроение изменилось — и теперь кажется, что не могу ничего и все впустую. Где правда? Вернитесь к пункту "Постановка цели" и свою цель, к чему стремитесь, опишите конкретно, через что-то проверяемое и наблюдаемое. Не "стать более успешным", а где буду работать и сколько конкретно хочу зарабатывать.

Вроде уже привык к новому, а сбился и вернулся в старое русло.

Не страшно, продолжаем развитие, бывает. Главное — не ругать себя. Сделай упражнение "Ошибочка!", улыбнись, напиши в свою тетрадь успехов свое достижение: "Себя не ругал, спокойно вернулся к прежнему формату".

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

*