«Делу – время, потехе – час!», – гласит русская поговорка. Сейчас ее не совсем правильно понимают, ошибочно полагая, что слово «час» означает буквально 60 секунд. На самом деле она означает только то, что делать дело и потешаться одновременно, не следует. Вспомним выражение «неурочный час». Оно обозначает время, которое не является урочным, то есть временем, в которое человек занимается своей основной деятельностью – работает, учится, служит и тому подобное. Умение разделять время потех и время дел это настоящее искусство, и называется оно самоорганизованностью.
Самоорганизованность является одним из главных компонентов психологической культуры личности. Это понятие определяет способность человека правильно распределять свое время для работы, учебы, отдыха и прочих занятий. От того, насколько хорошо у человека организовано это распределение, во многом зависит его успешность во всех делах – в бизнесе, в учебе, в творчестве. Зачастую люди сами не понимают, почему они ничего не успевают, почему у них никогда ни на что не хватает времени. А ответ оказывается на поверхности – отсутствие самоорганизованности, неумение правильно распределить свое время.
В школе в учениках воспитывают организованность, то есть дисциплинированное посещение всех мероприятий, которые вписаны в учебный план. Когда говорят, что ученик неорганизован, то имеется в виду не его взаимодействие с коллективом, а именно посещение им этих мероприятий. Но помимо школьных мероприятий у ребенка есть еще домашние задания, дополнительные занятия в кружках, секциях и тому подобное. И ему надо еще какое-то время выделить для приема пищи, отдыха, развлечений. Распределить все эти мероприятия самостоятельно школьнику подчас очень трудно, особенно если у него нет четкого плана.
Приучать ребенка к самоорганизованности надо сразу же, как только он научится писать и читать. Хотя к организованности его приучить надо еще раньше. Как только ребенок начнет ходить в школу, необходимо составить распорядок дня, по которому он сможет правильно распределить свои силы на целый день. В этом распорядке надо учитывать особенности детского организма и отводить школьным занятиям не более сорока пяти минут в час. Кроме того, надо соблюдать рекомендации медиков и включить в план обязательные прогулки на свежем воздухе, занятия спортом, активные и настольные игры, чтение художественной литературы, прослушивание классической музыки и прочее. Причем, у ребенка обязательно должен быть выбор. То есть нельзя категорично заставлять его в определенный момент времени, например, заниматься спортом или слушать классическую музыку. Учитывая занятия на уроках физкультуры, ребенок может быть просто не в состоянии выполнить какие-то физические упражнения. А, позанимавшись на уроках музыки, он не захочет слушать никакую музыку. Должны быть указаны альтернативные варианты, которые позволят ребенку остаться в хорошей форме без усилий над собой. Кроме распорядка дня, должны быть составлены примерные планы на неделю, на месяц или даже на год. Умение, а главное желание ребенка планировать свои действия на продолжительные сроки, на перспективу, являются важной деталью становления личности. Пока он еще сам не умеет этого делать, задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы помочь ему в этом.
Когда ребенок немного подрастет и сможет сам составлять себе распорядок дня и планы на будущее, необходимо постоянно контролировать этот процесс. Только контроль должен быть очень мягким и носить совещательный характер. Если в планах ребенка слишком много места отводится свободному времени, значит, ребенок очень несерьезно относится как к самим планам, так и к процессу учебы. Следует мягко ему намекнуть, что от его нынешних планов во многом зависит его дальнейшая судьба, успешность и карьера в будущем.
Немаловажное значение для воспитания самоорганизованности имеет ведение дневников. Существует множество примеров в истории, когда дневники действительно помогали людям анализировать свою жизнь и добиваться высоких результатов. Многим ученым дневники помогли сделать великие открытия, многие писатели именно благодаря своим ранним дневникам смогли написать интересные повести, романы. В отличие от планов, которые являются общедоступными и могут просматриваться как родителями, так и воспитателями, педагогами, дневники являются глубоко личным инструментом для самоорганизованности. Его чтение даже очень близкими людьми может нанести ребенку глубокую душевную травму. Поэтому ни в коем случае нельзя допускать, чтобы кто-либо когда-либо смог получить доступ к личному дневнику ребенка. Если он захочет, он сам вам прочтет то, что посчитает нужным. А для ограничения доступа к дневнику следует поместить его под замок, ключ от которого будет храниться только у ребенка.