Аскеза как метод самодисциплины

Аскеза как метод самодисциплины

Самодисциплина, контроль над собой, и самое трудное, контроль над своими желаниями, высвобождают энергию, дают внутреннюю силу человеку. А внутренняя сила нужна для того, чтобы преодолеть все те трудности, которые даются нам на пути. Трудности даются нам для духовного развития.

Так вот, есть средство, которое поможет повернуться к ним лицом. Вооружиться знанием, встретить врага и победить его. Это и есть истинное единоборство, т. е. борьба с самим собой. Ведь наши враги не снаружи – они внутри: эгоизм, жадность, гнев, вожделение, страх, лень, скука, неверие…

Что такое аскеза? Для чего она нужна? И почему она занимает важное место в духовной практике?

Если просто подходить к аскезе, то аскеза это умение сказать "нет". Или отречение. Но отрекаемся не просто на словах, а ещё при этом совершаем некое внутреннее усилие, и затем совершаем поступок. Т. е. к примеру, мы говорим: "Я не буду это есть. Я не буду есть мясо". И перестаём его есть. Хотя поначалу очень хочется. Проходит год, два, три – мы мяса не едим. Это называется аскеза. Аскеза совершается при помощи обетов.

Для чего нужна аскеза?

Аскеза даёт силу. Силу изменить что-либо внутри или снаружи за счёт волевого усилия.

Дело в том, что если походить к человеку с точки зрения энергии, то человек является структурой многомерной, и помимо физического тела у него, как мы уже говорили, существуют другие тонкие тела, которые являются как бы энергетическими. Человеческое тело можно рассматривать как энергетический вихрь, волновой пакет. Так вот, когда мы совершаем аскезу, мы тем самым ту рассеянную энергию, которая у нас рассеивается при помощи рассредоточения внимания по сторонам, собираем в одну точку.

Дело в том, что душа, рождаясь в теле человека, приобретает такой инструмент познания физического мира, как ум.

Ум познаёт этот мир при помощи органов чувств. Тело можно рассматривать как некий скафандр, в котором находится душа. И когда мы рождаемся в физическом мире, мы забываем о том, что мы являемся частичкой Бога, бессмертной сущностью, и полностью концентрируем внимание на физическом мире, на этом физическом теле. Соответственно у нас перекрывается доступ к другим нашим телам. То есть они у нас присутствуют, они испытывают ту же самую боль, тот же самый страх, радость, то же самое наслаждение, страдание, — мы всё это воспринимаем с точки зрения только физического тела. Хотя и эти тела у нас тоже есть. Они неотделимы от нас, как если у физического тела отделить от нас руку – тело будет неполноценным. А те тела являются даже более приоритетными по сравнению с физическим телом. Те тела с точки зрения энергии находятся в другом частотном спектре, — более высоком.

Так вот, когда мы собираем энергию в одну точку, сбор энергии или аскеза даёт нам возможность поднять частотные характеристики физического тела до того уровня, чтобы ощутить более тонкие тела. Дело в том, что являясь существами бессмертными, мы тем самым как бы протянуты в пространстве и во времени из прошлого-через настоящее-в будущее, поэтому при помощи аскезы мы можем собираться в точку, можем собирать энергию из прошлого, из будущего в одну точку для того, чтобы совершить прокол, и войти в реальность, которая называется духовной.

Как рассеивается энергия? Энергия рассеивается за счёт того, что мы рассеиваем наше внимание, т. е. мы концентрируемся, например, на вещах, мы концентрируемся на еде, мы концентрируемся на женщинах, на мужчинах, мы концентрируемся ещё на чём-то: на той жизни, которую мы называем бытом. Дело в том, что здесь присутствуют мелкие энергии, т. е. их колебания очень мелкие. Так как концентрацией внимания управляет ум, то сама природа ума, она не постоянная, и мы начинаем дёргаться. Когда же мы совершаем аскезу, то мы этот вектор, энергетический спектр собираем в одну точку, — ум перестаёт дёргаться, становится спокойным, неподвижным и тогда мы можем соединить наше сознание с нашим подсознанием и с нашим сверхсознанием. Тем самым соединиться и стать личностью гармоничной. Вот для того и нужна аскеза: для того, чтобы обрести целостность.

Т. е. до тех пор, пока мы полностью концентрируемся на физическом теле, забыв про другие тела, мы являемся, можно точно сказать, убогими, т. е. мы являемся однобокими, хромыми, слепыми, кособокими, — мы являемся калеками.

Как происходит слияние? Слияние происходит при помощи волевого усилия. Т. е. у нас есть намерение. Мы можем увеличивать силу воли. Так вот за счёт аскезы увеличивается сила воли и соответственно, возрастает намерение. Потому что мало сказать "Нет". Надо ещё уметь противостоять тому давлению, которое будет оказывать на нас мир, а он всегда будет оказывать на нас давление, причём давление будет идти на нас с той самой стороны, которая, как мы считаем, самая защищённая: т. е. от наших близких. Поэтому чтобы противостоять всему этому, нужна огромная сила воли. Сила воли вырабатывается при помощи аскезы. Т. е. отречения. Сужения спектра, и собирания себя. Т. е. мы – куда мы посмотрели – там и остались. Мы посмотрели на пару длинных ножек – мы остались возле этой женщины, мы посмотрели на витрины – мы остались возле этой витрины… мы тратим кучу энергии. Мы очень много времени проводим за газетами, за телевизором, в последнее время – за компьютером. Когда мы совершаем аскезу – мы собираем эту энергию, тем самым мы увеличиваем свою энергию и делаем качественный скачок. Чем более сильно рассеян спектр нашего внимания, тем более ниже оно опускается. Оно не может выше подняться. Внимание можно рассеять до того уровня, что оно не сможет подняться будем так говорить: выше пояса. Наши мысли будут сконцентрированы на водке, селёдке и на женщинах. Всё. Больше ничего в мире не будет существовать. И нам будет казаться, что это самая прекрасная жизнь. На самом деле это не так. Ведь существуют ещё и другие ценности, даже в этом же материальном мире, которые находятся гораздо выше. Т. е. прекрасная классическая музыка, например, красивые картины, просто общение людей друг с другом.

Можно провести опыт

Попробуйте месяц вообще не смотреть телевизор, сначала будет плохо, потом вы возьмёте и найдёте замену этому телевизору, в конце концов сконцентрируйтесь на чём-нибудь. Попробуйте сконцентрироваться. У вас нет телевизора, у вас нет компьютера, у вас нет радио, — что вы там не видели? Это всё было, это всё одно и то же. Вы увидите: вы приходите домой, — у вас вагон свободного времени, вы не знаете куда себя деть. Вопрос возникает – куда себя деть? Надо сказать странная постановка вопроса. Не надо себя никуда девать. Обратите свой взор на себя, потратьте то время, которое вы не потратили на просмотр какой-то телепрограммы для того чтобы сделать пару каких-то физических упражнений и тем самым укрепить это же самое ваше любимое физическое тело.

Возьмите книгу. Возьмите просто самую нудную, самую классическую книгу, которая вам никогда не нравилась. Простую классическую книгу, почитайте её, посмотрите, — что скрыто за этими строчками. Возьмите любое священное писание, той веры, которой вы принадлежите, почитайте его, разберите его. Ведь всё, что написано в Библии, в Коране, в Торе, это всё написаны духовные законы. Их надо изучать, расшифровывать, разбирать. На это уйдёт не один, день. (Кстати, это очень интересная увлекательная работа).

Но дело в том, что любое знание – практично, поэтому то знание, которое мы получаем – мы должны переводить в практику, поэтому это очень интересная игра и вам уже некогда будет смотреть телевизор там, пьянствовать в компаниях где-то – у вас будет другая игра, она будет на порядок выше. Это и есть аскеза.

Когда мы отрекаемся, — допустим, мы решили немножко духовно развиваться – мир вокруг нас меняется. У нас меняются знакомые, друзья, или мы принимаем решение изменить друзей. Это тоже есть одна из форм аскезы, одна из форм тапаса: мы отрезаем ненужных друзей, потому что друзей, их не может быть много. Настоящих друзей – их мало всегда. Сколько на себя может взять человек – максимум 12 человек, и то, это Учитель, Гуру может взять. Именно тех, настоящих друзей, которые могут нас выслушать, … всё остальные просто, знакомые. Так вот когда мы обрезаем кругу настоящих друзей, остаются именно настоящие друзья, когда мы начинаем заниматься аскезами. Все остальные, которые случайные попутчики, которые присосались к нам, сидят на нашей энергии, питаются нами, — они уйдут, уйдут искать других, потому что такие друзья – паразиты. Это есть аскеза.

Итак, для физического тела аскеза – это режим, распорядок дня, вовремя проснулись, вовремя легли, т. е. здесь мы наблюдаем что аскеза помогает проявлять порядок, и таким образом неразрывно связана с чистотой, с самодисциплиной. Человек не может делать одновременно несколько дел. Вы или можете изучать математику, или заниматься любовью, одно из двух. Нельзя одновременно заниматься любовью с женщиной и читать книгу – это невозможно. Вас никто не поймёт. Та же самая женщина, она не поймёт. И мы не получим удовольствия полного. Т. е. для физического тела аскеза понятно – когда физическое тело совершает аскезу, наши органы чувств начинают обостряться, потому что постоянное чувство голода, когда мы голодаем, и мы думаем сначала о еде, но мы пытаемся уйти от голода, то есть мы начинаем как-бы дисциплинировать наш ум, наш ум начинает сосредотачиваться на других задачах, потому что он устаёт сосредотачиваться на голоде. Т. е. он сосредотачивается не на питании грубом, физическом, не на грубой энергии, он начинает сосредотачиваться на более тонких энергиях, которые именно как раз и присущи питанию ума. Потому что ум невозможно питать картошкой. Но ум можно питать положительными чувствами, эмоциями. Потому что ум состоит из характера. А характер состоит как раз из тех чувств, в которых мы постоянно пребываем. Т. е. мы как-бы можем сдвинуться по гунам. Мы можем сдвинуться из невежества и страсти в сторону более спокойного состояния, называемого саттвой. И тем самым успокоить ум.

Таким образом аскезы для физического тела: голодание, физические упражнения, закаливание, постоянный режим, контроль.

Для ума аскезой является контроль над тем, что мы видим, что мы слушаем, что мы думаем, что мы читаем. Ум должен постоянно быть под контролем. Контроль ума осуществляется за счёт дыхания. Поэтому мы должны обязательно заниматься пранаямами (дыхательной гимнастикой). Мы должны знать хоть одну какую-нибудь молитву. Молитвой является мантра – а мантра вводит ум в резонанс с высокими космическими энергиями, при помощи которых ум отвлекается от сиюминутных дел. Для того, чтобы ум не уставал, нужно садиться в созерцание (наз. пратьяхара), нужно заниматься концентрацией внимания (дхарана), нужно слушать святых людей. Звук обладает силой, поэтому как раз при помощи аскезы ум обостряется. Но помимо ума есть другие тела. Но всё идёт отсюда. Начинается с физики и заканчивается всё душой.

Наша задача прийти к тому, что мы как бы разделяем себя я и душа. На самом деле мы являемся душой. А тело часть нас — это скафандр. Поэтому мы должны наложить на сознание, т. е. мы должны пробудить в сознании это понимание, что мы есть душа. И это понимание спустить из сверхсознания, мы должны спустить вниз до физического уровня, чтобы здесь, на физическом уровне мы воспринимали это тело как часть себя. А не наоборот. Что душа, там, где-то вдали находится, а тело находится здесь. А мы не есть это тело. В этом заключается большая трагедия современной цивилизации. Что всё обучение в ней построено так, что душа, она вроде как бы и есть, но она где-то далеко, они забыли даже где. Это даже смешно видеть. Т. е. мы живём во времена глупости.

Аскеза не должна совершаться просто так. Для того, чтобы совершать какую-то аскезу, какое-то отречение, давать какой-то обет, нужно чётко знать, для чего мы его даём. Т. е. если мы для профилактики голодаем сутки, трое суток – это профилактическое голодание. Но для того, чтобы голодать долго, нужно знать, для чего мы это делаем. Например, 18-дневное голодание приводит к тому, что мы начинаем чувствовать такую стихию как огонь. Т. е. мы начинаем понимать такую стихию, как огонь. Но для этого надо знать, как голодать. И что делать во время этого голодания. Не надо просто так голодать. Многие болезни лечатся голоданием. Но дело в том, что при неправильном подходе к голоданию приобретаются многие заболевания. Дистрофия, истощение организма, которое потом уже не восстанавливается. Раннее старение этого организма. Т. е. у на с должна быть чёткая цель: "Я голодаю, для того, чтобы…достичь этого, этого, этого". Вы должны знать это потому что голодание на начальных этапах обязательно приносит страдания. Но телесное страдание ничего, если ум будет сконцентрирован на более высоких целях. И когда ум получит наслаждение: когда сознание расширится, тогда страдания физического тела просто уйдут. Потому что физическое тело можно подпитывать не только принимая пищу, его можно подпитывать и другими способами (мы являемся энергетическим коконом) о которых многим не говорят, потому что не знают.

Есть люди – мистики, которые занимаются тем, что лежат на гвоздях, протыкают себя, голодают, хлещат себя лозинами, с шипами, обнажённые сидят в ледяных пещерах. И они набирают огромную силу. Их воля не имеет границ. Это хорошо. Но на что направлены их усилия? Какова цель суровых аскез? Куда деть тот огромный поток энергии? Дело в том, что набрал человек огромный поток энергии, а он не знает куда его направить – у него сознание ещё не развито. Ну и будет он сыпать искрами или мотать на рынок в Богдад и обратно без самолёта – и будет считать себя каким-нибудь великим сиддхой, аватарой или богом.

Так что надо ещё и учиться. А учение, знание является силой. Раз они являются силой, и тапас является силой, — они являются одной и той же силой. Т. е. тапас способствует принятию знания. А знание способствует тому, чтобы наше сознание очистилось. Раз сознание очищается, оно начинает расширяться, и мы переходим с одной эволюционной ступени на другую. Т. е. мы эволюционируем. Наше сознание растёт, наше внимание переходит с более низких вещей на более высокие. До тех пор, пока не дойдёт до уровня духовного. То есть пока наше сознание не станет религиозным сознанием. Т. е. пока мы не примем, что есть Бог.

Одним из видов аскез является альтруизм. Т. е. человек сознательно натягивает рубашку не только на себя, но и делится ёще этой рубашкой с кем-то, то это и есть один из видов аскезы, то есть, когда мы делаем что-то не только для себя, но и для других. Это называется карма-йога. Или деятельность ради кого-то. Это очень тяжёлый вид аскезы.

Как раз вот эти мистики, которые набирают огромную силу, они должны обязательно обладать огромной нравственностью, потому что чем больше силы, тем больше ответственности за то, чем ты обладаешь, а какой смысл, допустим крестьянин проходил мимо, его в чём-то прогневал, а он его в лягушку превратил, проклял на триста лет. Что тут хорошего? Надо сказать, что вся эта аскеза, вся эта сила, которая будет получена при помощи аскезы, она будет потрачена в-п-у-с-т-у-ю, именно впустую если человек не будет культивировать в себе доброту, милосердие. Энергия тапаса – это огромная концентрация и воля, не имеющая границ. А воля, которая не имеет границ и не обладает сердцем – это безжалостная машина. Такой человек становится демоном. Поэтому наряду с тапасом нужно культивировать в себе милосердие, доброту, добросердечность, открывать сердце. Это очень высокий уровень.

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

*